Мы видим перед собой репродукцию полотна В. М. Васнецова «Баян». Сюжет ее очень близок к эпизодам древнерусского памятника литературы и истории «Слово о полку Игореве». Произведение это корнями своими связано с культурой, языком и мировоззрением народа и отвечало его надеждам. Написан этот увековеченный в истории памятник как раз в то время, когда процесс феодального дробления Руси достиг апогея. Множество мелких княжеств враждовали между собой, отвоевывая друг у друга территории, право владения и наследования, втягиваясь в междоусобные войны во имя эгоистичных интересов мелких князей.
На картине «Баян» показан известный князь Игорь со своими приближенными. Все слушают внимательно сказителя Баяна, который дает напутствие и поднимает боевой дух дружинников.
Баян одет в простую рубаху, обут в лапти. Правая рука его поднята вверх, а левая лежит на гуслях. Сидя с краю, он что-то рассказывает, а остальные его слушают.
Баян вещий, по преданиям, потомок славянского языческого бога подземного мира, Велеса. Это «соловей старого времени». Баян сам сочинял сказания и пел их слушателям, сопровождая игрой на гуслях. Он являлся любимцем князя Олега – родоначальника князей Олеговичей. Песни этого сказителя прославляют русских князей. Слагал он песни Ярославу Мудрому, Роману Святославовичу, хороброму Мстиславу. Его струны сами слагали хвалебные песни князьям. В своей напыщенной манере Баян воспарял умом над облаками, соловьем скакал по воображаемому древу, рыскал по тропе Трояна через горы на поля.
Князь и витязи сидят полукругом рядом с Баяном. Некоторые дружинники, слушая Баяна, глядят, задумавшись, на горизонт, другие – на самого рассказчика. Витязи одеты в доспехи и вооружены. Князь Игорь одет в зеленую рубаху и бордовый плащ. Слушая сказителя, он сидит между своими воинами и смотрит на горизонт.
На примере неудачного похода князя Игоря Новгород-Северского в произведении «Слово о полку Игореве» рассказчик намекает, до чего может довести отсутствие согласия и единства. Игорь терпит поражение исключительно потому что пошел в военный поход один. Как князь, Игорь больше хорош, чем плох, потому что хотел собственными силами прекратить набеги половцев на русскую землю, но, как водится, сил не подрассчитал. Дела его плохи, так как им руководят классовые предрассудки общества феодалов. В образе Игоря мы видим общее лицо господствующего класса этого времени.
В полотне живописец пользуется темными оттенками, чтобы передать зловещий момент солнечного затмения, не сулящий ничего доброго княжеским дружинникам. Чтобы усилить и акцентировать этот момент, Васнецов делает мрачными не только небо, но также пейзаж и центральных героев картины.
Полотно передает настроение и дух Древней Руси, жизнь ее, состояние героев и простых обывателей того времени, показывает богатейшую природу бескрайних русских просторов.

Внимание, только СЕГОДНЯ!