Петербург Ф. М. Достоевского

Город на Неве, Культурная столица, Город белых ночей, Северная Венеция.… У Петербурга множество названий и огромное количество лиц, которые могут вызывать восхищение, а могут и медленно убивать человека. Именно о таких, уродливых и безумных обличьях царственного града Петра, и рассказывает Достоевский в своем символичном произведении «Преступление и наказание».

Петербург писателя – это огромная, душная и тесная тюрьма, в которой все отливает мертвенно-желтым цветом, лихорадочным и безумным, толкающим «маленьких людей» на самые низменные поступки. Причудливый Медный всадник, желтая мебель в жилище старухи-процентщицы, пожелтевшее от пьянства лицо женщины-самоубийцы, желто-серые дома и переулки постепенно нагнетают атмосферу, и приводят читателя в тесную комнату-гроб, где мучается и мечется Родион Раскольников.

Трагедия «маленьких людей в большом городе», описанная Достоевским, прекрасно отражена в словах, которые Мармеладов сказал Раскольникову: «Некуда идти человеку, а ведь надобно». Все действующие лица «Преступления и наказания» понимают и осознают, что их окружают только холодные, немые пейзажи и грязные переулки, заканчивающиеся тупиками. В таких условиях у «маленького человека» есть только два выхода: медленно погибнуть, как Мармеладов, Соня и Свидригайлов, или решиться на самый страшный и безумный протест, на который решился молодой Родион Раскольников.

Однако действительно ли Достоевский ненавидит Петербург настолько, что рисует его в таких мрачных и неприглядных красках? Разумеется, нет. «Преступление и наказание» – это не роман-ненависть, а своеобразный крик о помощи, и в то же самое время роман-надежда. Как и главный его герой, писатель мечтает о том, что когда-нибудь душный и грязный город станет светлым и прекрасным, с высокими фонтанами, которые будут «отлично освежать воздух на его площадях».



Читайте далее:
maximios
Оцените автора
Сочинения