Создавая свой роман, Лермонтов хотел показать человека своего времени, который думал и действовал наперекор сложившимся обстоятельствам, и стал лишним в обществе.

Желая показать внутренний мир героя и его нравственно-психологический образ, автор задумал свою композицию произведения.

Роман описывал все события не в хронологической последовательности. Сначала о герое мы узнаём из рассказа сослуживца Печорина — Максима Максимыча. Он рассказал о событиях, произошедших на Кавказе, и дал свою характеристику герою. Но это только поверхностное описание, мы не видим полного образа Печорина и авторского отношения к герою.

Во второй повести рисуется внешний образ Печорина. Его нам даёт молодой путешественник, который стал свидетелем встречи давних знакомых. Особенно поражают глаза Печорина, которые были настолько грустны, что даже когда он улыбался, в глазах оставалась печаль. Читатель понимает, что в душе героя происходит конфликт, но узнать о нём получается лишь из дневника героя.

Последние три повести стали откровением самого Печорина. Дневник несёт в себе самые точные характеристики персонажа. Мы видим глубокий философский диалог Печорина с самим собой. Узнаём, насколько он разочарован результатом своей жизни. Нам становится известно его отношение к любви, дружбе не от посторонних людей, а лично от него.

Новаторская композиция романа позволила заглянуть в душу человека и правильно нарисовать социально-психологический портрет Печорина.