Печорин, как собирательный образ разочаровавшейся молодежи многих времен

М. Ю. Лермонтов стал основателем русского социально-психологического романа и описал героя, разочаровавшегося в себе и людях вообще. Жизнь стала неинтересной и бесполезной. Печорин самостоятельно анализирует свою жизнь, а особенно ест себя изнутри за то, что свои возможности растратил по мелочам и не достиг особого предназначения.

Автор показывает жизнь героя некоторыми отрывками, в которых открывает разные черты характера и внешности Печорина. Сначала кажется, что во всех частях романа нет ничего общего, но это не так. Дочитав последнюю повесть, чётко вырисовывается образ Печорина.

Это молодой человек своей эпохи, который всесторонне образован, культурный и очень умный. Хочет проявить себя везде, но его действия несут только разрушение. В первой повести «Бэла» герой показан двояко, это замечает знакомый Печорина — пожилой офицер. Его удивляет как такой худенький паренёк может стоять под проливным дождём и не бояться холода, ходить на кабана, но вздрагивать при малейшем стуке и бледнеть. Личность его кажется необычной и загадочной. Вмешательство в жизненный устой незнакомых людей заканчивается трагично. Это первая ступень на пути всех разрушений.

Глава «Максим Максимыч» знакомит с его внешними качествами. Интересно состояние глаз Печорина. Они оставались грустными даже в тот момент, когда Печорин улыбался. Автор объясняет это так: «Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Противоречивость характера проявилась в его внешности.

Печорин занимался глубоким самоанализом и отвергал все происходящее в обществе.

Злобное отношение к людям и светскому обществу проявляется на примере того, как он причинял боль и страдание всем тем, кто встречался на его пути, будь то мужчина или женщина. Он эгоист и наблюдатель, ему интересен сам факт происходящего. Он как будто открывает что-то новое, совершая очередную мерзость.

Герой не может никого полюбить, он не верит ни в какие человеческие чувства и отношения. Даже дружба ему неприемлема, в его понимание она является рабством, где обязательно один из друзей становится слугой другого. А это неприемлемо Печорину. Он очень свободолюбив и прямолинеен. Такие качества не позволяют дружить с кем-либо, ведь ссора неизбежна. Так случилось с Грушницким, о чём герой Лермонтова даже не сожалеет.

Любовь не может спасти Печорина от тоски и одиночества, потому что он сам никого не любит, бросает всех женщин, считая их неспособными любить постоянно одного и того же мужчину. И Бэла, и Мери, и Вера стали его жертвами, не смогли спасти его от одиночества, помочь выбрать иной путь.

Но несмотря на всю внешнюю холодность и безразличие, Печорин настоящий ценитель прекрасного, восхищается литературными произведениями и живописью, любит познавать все новое.

Персонаж романа Лермонтова «Герой нашего времени» стал собирательным образом молодёжи той эпохи, которые стремились к чему-то высокому, но не достигли результата, растратив силы по мелочам.

Роман 19 века актуален и сегодня. Если посмотреть внимательно вокруг, то можно увидеть молодёжь, подобную Печорину. Современные люди, получив хорошее воспитание и образование, не находят для себя нужного места и работают не по зову сердца, а по потребностям жизни. Поэтому много несчастной и одинокой молодёжи, взгляд которых, как у Печорина, остаётся грустным даже во время смеха. Разочарование и глубокий самоанализ стали символом людей, желающих достичь многого, но в итоге не сделавших ничего значительного.



Читайте далее:

maximios
Оцените автора
Сочинения