Сцена в Варьете (анализ эпизода из романа М. Булгакова)

Михаил Булгаков затронул широкий спектр проблем в произведении «Мастер и Маргарита». 

Сцена в театре «Варьете» – один из самых ярких моментов романа. В знаменитом «сеансе черной магии» Воланд разоблачает людские пороки, которые, несмотря на изменившийся внешний антураж, остались прежними. Во многих классических произведениях дьявол – это олицетворение зла. В романе Булгакова дьявол появляется в Москве, чтобы понять, как изменились горожане внутренне. Не случайно местом развития событий стал именно театр «Варьете». В нем собиралась самая разношерстная публика, чтобы получить порцию зрелищ. Автор ясно указывает на то, что «Варьете» – это не храм искусства, а балаган. С простыми фокусами, дешевыми трюками и неумными шутками конферансье Бенгальского.  

Свита Воланда показывает фокусы, которые обнажают истинные помыслы и побуждения зрителей. Один за другим мы видим воплощения «смертных грехов»: алчность в сцене с заколдованными купюрами, тщеславие в «дамском магазине», гордыню и блуд в образе Семплеярова, который высокомерно потребовал разоблачить фокусы, но был разоблачен сам. Перед зрителями появляются разные искушения, на которые они с легкостью и радостью поддаются. Дьявол – мастер искушений, которые пробуждают в людях худшие пороки.

С каждым новым фокусом зрители все больше увлекаются. Когда с потолка начинают падать деньги – люди от радостного возбуждения быстро переходят к ожесточенности, завязывается потасовка. Незадачливый конферансье попытался вмешаться, и был наказан. Но не Воландом, а самой публикой: «Голову ему оторвать! – сказал кто-то сурово на галерке». Дьявольская свита моментально выполнила это пожелание. Кто знает, как далеко могла зайти обезумевшая публика, но «и милосердие иногда стучится в их сердца». Воланд увидел все, что хотел. Люди остались прежними, склонными к порокам, легкомысленными, но чувство жалости и сострадания им не чуждо. После этой сцены Воланд удалился, оставив публику на своих «ассистентов». Зрители быстро оправились от шока и радостно продолжили участие в дьявольских развлечениях.  

В этой главе Булгаков хотел показать, что люди разные, их нельзя однозначно назвать хорошими или плохими. Автор также подчеркнул особенности исторического времени, в котором развивались события романа. Дефицит в магазинах, борьба за коммунальные комнаты и квартирный вопрос, «который испортил москвичей» – все это ключ к пониманию происходящего в театре «Варьете». Современные люди, как и их предшественники, склонны к жадности, ханжеству, лицемерию. В зависимости от реалий, те или иные пороки выходят на первый план, но это свойственно человеку. «Обыкновенные люди», — именно такой вывод делает Воланд во время своего эксперимента. Публика из «Варьете» – олицетворение мелких пороков, которые часто встречаются среди самых разных людей. Настоящих, неисправимых грешников автор показывает на балу Сатаны.



Читайте далее:

Gromova12
Оцените автора
Сочинения