«Вишневый сад»- общепризнанный триумф драматургии Чехова. Жанр пьесы, по словам автора-комедия, по мнению К. С. Станиславского-это трагедия, М. Горький считал, что это лирическая комедия. Чехов писал, что из пьесы не вышло драмы, получилась комедия, в некоторых моментах-даже фарс. Персонажи пьесы часто оказываются в смешных ситуациях: комичен Епиходов, водевильны выспаренные и витиеватые речи Гаева-про многоуважаемый шкаф, потешны неподходящие реплики и ответы некстати, уморительны сцены, образующиеся из-за недопонимания действуюшими лицами друг друга. Не наделил Чехов своих героев глубиной чувств. Когда К. С. Станиславский сделал постановку пьесы на сцене (в 1904 году) и назвал ее трагедией, Чехов изъявил свое несогласие. Одновременно чеховские персонажи смеются, плачут, даже страдают, но это не трагические переживания, это обычная слезливость людей, слабых и нервных. Комбинация комического и серьезного- специфика чеховскго творчества, начиная с его первых произведений.

Сюжет «Вишневого сада»-переход дома и сада к другому владельцу, распродажа родового имения с молотка. Персонажи пьесы, на первый взгляд, представляют противостоящие друг другу силы, характеризующие возникшую в России тех лет социальную атмосферу: Россия уходящая (брат и сестра Гаев и Раневская), Россия нынешняя ( предприимчивый Лопахин), Россия будущая (революционер Петя и не определившаяся Аня). Но конфликта нет, персонажи сконцентрированы на самом сенсационном случае в их жизни-назначенных на двадцать второго августа торгах, на которых продадут вишневый сад. Социальный конфликт в пьесе не является главным. Лопахин, как и все персонажи пьесы, пользуется благосклонностью автора, да и зрителей тоже. Имение без его усилий падает ему в руки в третьем действии. Гаевдаже повеселел и сказал за всех, что теперь все успокоились, что теперь он будет служить в банке, и что его сестра Люба стала выглядеть лучше. Но Чехов не заканчивает пьесу на этом. Будет еще и четвертое действие, в котором все разъезжаются. Угроза жизни сада сплотила семью, после пяти лет разлуки собравшуюся в родном гнезде, сад никто не стал спасать, настало время покинуть бывшую усадьбу. Бывшие ее обитатели лишены обшей крыши.