ХІХ век ‒ период наполеоновского вторжения в Российскую империю, что многогранно описано в романе Л. Толстого «Война и мир».

Чтобы понять отношение знати к происходящим событиям, автор, в первую очередь, изображает салон госпожи Шерер. Здесь собираются лишь избранные. Фрейлина императрицы тщательно подбирает героев вечера. Сюда не могут попасть люди низкого происхождения. Однако представители высшего сословия придерживаются различных взглядов.

Многие дворяне выказывают свое недовольство политикой Бонапарта. Мортемар рассказывает публике последние заграничные новости. Однако Толстой подчеркивает, что хозяйка дома ‒ особа, приближенная к царскому престолу. Следовательно, гости подобраны по интересам.

Некоторые аристократы предпочитают общество Элен Курагиной. Им чужды разговоры о политике. Они блюдут лишь личные интересы. Так, Василий Курагин ищет богатую жену для сына.  А вот княгиня Друбецкая терпит разговоры высшего общества только ради военной карьеры Бориса. Зная о расположении императора к Курагину, она просит князя о помощи. Княгиня не принимает участия в светских беседах. Ее не заботит участь страны и планы французов.

Однако есть в салоне Шерер дворяне, которые восхищаются Наполеоном. Безухов увлеченно спорит с аббатом Морио. Пьер считает действия Бонапарта гуманными, несущими дух свободы, новых идей и свершений. Такие мысли кажутся Анне Павловне крамольными. Она всячески пытается пресечь подобные разговоры.

Запал Безухова поддерживает Болконский. И если добродушный Пьер лишь вызывает усмешки спесивой знати, то высказывания князя воспринимаются сдержано. Этому способствует высокое положение Болконского и его исключительная репутация. Князь восхищается военным талантом корсиканца. Ему интересна тактика, стратегия французских войск. В Наполеоне он видит гения.

Салон Анны Павловны ‒ пример общественной жизни ХІХ века. Особы, которые его посещают, олицетворяют все дворянство. Таким способом, автор раскрывает способ мышления аристократов, их заблуждения и размеренность жизни накануне и во время войны с врагом.