Характеристика басен И. А. Крылова в целом.
Басня как жанр зародилась в далеком прошлом. В этом жанре известны такие прославленные мастера слова, как Эзоп и Лафонтен.
В их вечных и бессмертных произведениях находил творческие источники для своих басен Иван Андреевич Крылов. Он дал творениям из далекого прошлого новую жизнь, приблизил их к современной ему реальности. При этом среди произведений баснописца весьма мало басен с отвлеченным сюжетом. По большей части, читатель при ознакомлении с очередным творением Крылова погружается в среду живого языка, образов и исторических параллелей, свойственной русской национальной культуре.
Иван Андреевич уделял большое внимание вопросам нравственности и морали, а также справедливости существующего устройства общества. Эти творческие поиски нашли свое отражение во многих баснях Ивана Андреевича. Благодаря глубокой и серьезной работе над басенной традицией художнику слова удалось создать новые, оригинальные сюжеты и внести в классические сюжеты больше точности и жизненной правдивости.
Басни Крылова близки простым людям потому что язык их живой, сочный, богатый, близок к народному. Образы, выходящие из-под пера мастера, неизменно получались живыми и правдивыми. Чаще всего это животные, заимствованные из русских народных сказок, что делает басни еще более увлекательными для простого обывателя.
О чем хочет сказать автор в басне «Листы и корни»?
В некоторых произведениях Иван Андреевич высказал личные взгляды на такое устройство мира, в котором каждый занимает определенное место и выполняет свои прямые обязанности («Листы и Корни»). В басне «Листы и корни» говорится о том, что часто участники одного дела неверно оценивают свое участие и роль в общей работе, из-за чего зачастую возникают конфликты. Произведение показывает это в переносном значении. Листья и корни – части одного и того же дерева. Гордость листьев за свою красоту не дает им заметить, что они здесь не главные. Их значение в жизни дерева нисколько не превышает заслугу корней, наоборот, листья, зарождаясь весной, радуют глаз своей красотой только до осени, а корни питают его всегда. В басне сокрыт глубокий смысл. Часто тот, кто все время на виду, производит деловое впечатление. Кажется, что именно его роль является ведущей и главной. На самом деле главное действующее лицо в некоторых случаях не спешит хвастаться своей незаменимостью, иногда по причине скромности. Мораль басни в том, что без участия скромных тружеников не делается ни одно дело, и в том, что все споры на тему «кто главнее» лишены смысла.