Каждый народ имеет собственную кладовую традиций, обычаев, свое культурное наследие, благодаря которому и создается некий образ, собирательное впечатление, воплощенное в идеальном народном герое.
Отражение мыслей народных
Говоря о литературе Древней Руси, не следует забывать, что мы подразумеваем под этим понятием около семи веков – с 11 века, который ознаменовался появлением первых русских житий, до 17, в котором вступает в силу индивидуальный подход автора к произведению, появляется авторская собственность.
Так где же мы можем встретить описание идеального человека? Правильно, в летописях и житиях, где и описаны народные герои и мученики. Красной нитью проходит через большинство произведений древнерусской литературы проходит тема святости, близости к Богу, смирения и благочестивости. Здесь не встретишь налет порока, душевной грязи, своенравия или неповиновения. Например, «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба» поведает читателю о том, кто же были эти святые, которые настолько чтили свою веру и следовали ее принципам, что даже перед угрозой гибели не предали своих христианских ценностей. Впоследствии, их мощи обрели целебную силу. Вот одна из граней древнерусского идеала – великомученики, смиренно принявшие то, что было написано им на роду.
Ни хитрому, ни умелому, ни птице умелой суда Божьего не миновать. «Слово о полку Игореве»
А вот еще один пример культурного наследия Руси – «Повесть о житии Александра Невского», где мы знакомимся с человеком, прекрасным не только телом и умом, а еще и духом. Он мужествен и самоотвержен, настоящий полководец, радеющий за родную землю, и в то же время – мудрый государственный деятель, пред коим преклоняются даже враги.
Владимир Мономах – легенда Руси
Нельзя не упомянуть о такой известной и незаурядной личности, как Владимир Мономах, о котором можно узнать из « Повести временных лет», а конкретнее- из «Поучения», где сам он описывает интересные примеры из своей жизни, которые могут чему-то научить. Причем он преследует цель не рассказать о собственной биографии, а принести добро и пользу будущим поколениям. Он призывает с уважением относиться к старшим, не предаваться соблазнам, снисходительно обращаться даже с преступниками. По сути, его « Поучение» можно назвать образцом нравственности.
Можно заметить, что условно идеальные образы в древнерусской литературе можно отнести к двум типам. Первый – духовенство, яркими представителями которого являются личности, описанные в житиях, второй – образ воина, князя, правителя, мудрого, смелого и чистого сердцем. Объединяет их искренняя любовь к Богу, поиски и выполнение воли Его, гармония с миром и людьми.