Восьмисотые годы 19-го столетия ознаменовались бунтарским настроением у крестьянского слоя населения в России. Все это отразилось на творчестве большинства писателей и поэтов того времени, и А.С. Пушкин исключением не стал. Повести «Дубровский» и «Капитанская дочка» стали кульминацией революционных настроений в творчестве Пушкина. Острота и злободневность недовольства среди крестьян в адрес государства здесь показано наиболее красочно и в большем объеме, чем в других произведениях автора. 30-е годы сильно изменили мировоззрение Пушкина, вызвали эволюцию его сознания. После того, как декабристы потерпели поражение, Пушкин обратил особое внимание на крестьян, их настроения и желание бунта.
Летом 1832 г. Пушкин создает наброски «Капитанской дочки», а осенью появляется «Дубровский». Эти два романа стали звеньями единой цепочки образов, объединенных идеей и настроением, что видно по стилю и тематике произведений.
«Дубровский» снимает шоры с глаз читателя, открывая самые неприглядные и типичные стороны крепостников, помещиков, чиновников и других власть имущих того времени. Реализм их поведения выворачивается и выставляется напоказ с помощью точных и конкретных примеров, приводимых Пушкиным, его персонажи двулики, лицемерны и непомерно жестоки. Крестьяне, в свою очередь, являются объектом для сочувствия и сострадания, а также восхищения их стойкостью, человечностью и добротой. Прекрасный пример – кузнец Архип, ставящий жизнь кошки выше своей собственной, спасший ее из горящего здания. Владимир Дубровский же напротив, отображен менее реалистичным, вследствие особо романтического настроя самого Пушкина по отношению к предводителю восстания.
По большому счету, Дубровского не объединяют с крестьянами общие цели. Им движет лишь жажда мести, в отличие от социальных мотивов крестьян. Романтичность приключений разбойника вообще плохо сочетается с бытовыми подробностями жизни обычных крестьян, роман выглядит не однородным, будто части его написаны в разное время жизни автора. Сам Пушкин это понимал, поэтому роман не имеет конца, словно писатель потерял интерес к приключениям разбойника Дубровского, они не имеют значения. На тот момент его гораздо больше занимал иной замысел – роль дворянина в восстании, о которой он писал в «Капитанской дочке».