Сочинение на тему «Стихотворение Лермонтова «Дума»

Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение Дума незадолго до своей смерти, в 1938 году. В поэтической исповеди поэт размышляет о предназначение и участи своего поколения, показывая его пассивность и замкнутость в себе. Логически стих разбит на четыре части, заключающие определенный смысл. В первой строфе, состоящей из 16 строк, предметом обсуждения поэта является его поколение богатое «ошибками отцов», своего современника он называет «пришелец осиротелый». Вторая строфа (8 строк) повествует о состоянии умов, отсутствии достижений и поверхностного отношения к жизни. В третьей строфе (12 строчек) поэт сожалеет об отсутствии глубоких чувств, сильных потрясений, о нежелании делать преобразования. В последней строфе (8 строк) дается оценка лермонтовского поколения грядущими потомками в виде горькой насмешки «обманутого сына».

Отсутствие внутренней жизни есть зло

Стихотворение-покаяние о настоящем поколении включает все применимые глаголы в разном времени, что делает повествование сбивчивым, непоследовательным. Применение поэтом рифм из слов, относящихся к разным частям речи (шевелят-клад, умом-чужом, разврат-назад), также добавляет стихотворению некоторую горячность и порывистость.

Сочинение: Лермонтов «Дума» показывает проблему безысходности, вызванную безынициативностью, инертностью целого поколения. В первом четверостишии это выделяется словами: «В бездействии состарится оно», и в конце — не оставим векам «мысли плодовитой». Поколение, о котором пишет автор, растет в обстановке ужесточенной реакции после восстания декабристов, в обществе пресекалась любые либеральные идеи на корню, процветала цензура.

Связь отцов и детей была разомкнута, младшее поколение не имело возвышенных идеалов. Жизнь без высшей цели несла только бездуховность. Целое поколение пройдет в истории «без шума и следа». Двадцатичетырехлетний Лермонтов воспринимает это как трагедию. В стихотворении «Дума» жизнь сравнивается с пиром на «празднике чужом», многие слова текста имеют подтекст. Слово «состариться» указывает едва только физическую, а скорее всего, духовную старость. Неимение чувств, недостаток эмоций неотвратимо несут духовную смерть безропотному и покорному поколению.

Спустя несколько лет, в 1842 году, Герцен доверит дневнику свое отчаяние, к котором подчеркнет ужас и трагизм эпохи, в которой свободная мысль скована со всех сторон: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования.. . Отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуту восторга не забываем тоски?» Он обращается к грядущим поколениям с просьбой, остановиться перед их памятниками и погрустить.

Что оставит век на скрижалях истории?

В близкое к этому время радикально настроенная молодежь, к которой принадлежали Салтыков-Щедрин, Мей, Достоевский, Григорович, Плещеев, братья Майковы, Данилевский, Спешнев, будущий знаменитый географ Семенов-Тян-Шанский, братья Дебу и другие бросили вызов реакционной эпохе. Царизм расправился с ними жестко и почти мгновенно. Н. А. Некрасов так отозвался о подобной расправе, над кружком петрашевцев: «Помню я Петрашевское дело,/Нас оно поразило, как гром,/Даже старцы ходили несмело,/Говорили негромко о нем».

 

maximios
Оцените автора
Сочинения