Александр Блок, выходец из старой русской интеллигенции, написал своё самоё известное произведение — поэму «Двенадцать» — в 1918 году, сразу после революции. Вопреки своему происхождению он принял это общественное явление. Поэт верил, что пламя «мирового пожара» революции очистит общество, уничтожит старый мир со всеми его пороками. Мысли о смене ненавистного режима для него были подобны музыке, звукам нового времени, что и отразилось в поэме.
Поэтическое произведение начинается с описания ночного города, охваченного революцией. Читатель будто сам слышит, как ветер завывает на ночной улице, сбивая с ног прохожих.
В каждой главе ритм стиха резко меняется и соответствует представителям разных слоёв общества, которых показывает Блок. Описываемые события полны контраста и противоречий, а музыкальная смена ритма придаёт повествованию драматической энергии.
Вот мы видим старушку, которая в слезах причитает: «Ох, большевики загонят в гроб!» Она сетует, что «огромный лоскут», пошедший на плакат, мог бы стать портянками для замерзающих людей. Её слова напоминают старинную русскую песню-стон, когда поющий жалуется на судьбу.
В следующем фрагменте «Как пошли наши ребята В красной гвардии служить…» явно слышится народная частушка.
Далее вступает городской романс: «Не слышно шуму городского, Над Невской башней тишина…» В этой плавной музыке речь идёт о верхних слоях общества, отторгаемых революцией — о буржуе, «безмолвном как вопрос».
В других строках («Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!») чётко слышится чеканный шаг революционеров по мостовой. Эти слова можно считать гимном революции.
На протяжении всего произведения автор призывает «слушать музыку революции», именно эти звуки он передал в своей поэме. Однако отношение поэта к перевороту осталось неоднозначным: его тонко чувствующая душа не смогла игнорировать несправедливость нового режима.