Гамлет – один из наиболее интересных и сложных образов мировой литературы. Причина этого – извечная для человека ситуация выбора, в которой герой Шекспира пребывает на протяжении всего сценического действия.
Все подвергать сомнению
В наш век, как и в иные времена, сомнение не в чести у людей. Сомнение присуще человеку философского склада ума, и возникает в момент столкновения личности со злом, которое до поры утаивалось под покровом благочестия.
У Гамлета переворот мировоззрения происходит после встречи с тенью отца, который обвиняет в своей смерти дядю принца, и призывает отомстить за свою гибель. Чудесный мир, в коем человек представлялся Гамлету достойным венцом мироздания, открывает наследнику трона свою темную сторону.
С этого момента герой все подвергает сомнению. Мир расшатался, потерял опору. Быть или не быть – вероятно, главный вопрос, встающий перед человеком. Вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить. А другой нет, и не будет. Медлительность и нерешительность Гамлета происходят именно из этого.
Мстить или не мстить?
Нерешительность героя озадачивает очень многих. К чему задаваться неразрешимыми вопросами, если под рукой есть шпага. Но вопрос о мести не так прост. Заповеди человеку содержат два противоположных указания на этот счет.
Око за око, — наставляет Создатель. Но и предостерегает человека от убийства.
Вражда Монтекки и Капулетти, препятствующая любви Ромео и Джульетты, представляется нам атавизмом. Призыв тени отца Гамлета к мщению заставляет торопить действия принца.
Но герою все не так очевидно. Человек не знает, откуда приходят сны. Посланы они светлыми или темными силами? Не является ли тень отца дьявольским видением, через который мрак хочет похитить душу Гамлета?
Эти вопросы за гранью понимания человека, и окружающие склонны видеть в герое всего лишь сумасшедшего. И Гамлет почти с радостью соглашается на эту роль. Поскольку говорить правду и отвечать на самые каверзные вопросы составляет привилегию юродивых и философов.