Комедийная пьеса Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» является исключительной во многих отношениях. Можно смело утверждать, что автор с ее помощью изобличает нашу страну во лжи и высмеивает злободневные реалии российской действительности, присущие многим отдаленным от центра городам. Целью создания «Ревизора» являлась необходимость обратить общественное внимание на эти доселе игнорируемые проблемы с помощью собирательных образов людей, в каждом из которых читатель мог узнать себя самого и задуматься о своем поведении.
Уездный город, описанный в произведении, являет собой место грязное, скучное, населенное забытыми богом людьми, каждый день жизни которых похож на предыдущий. Названия города не дано для усиления эффекта обобщения. Отдаление от столицы сказывается на городских порядках в общественных учреждениях: врачи в больнице не лечат пациентов, почтальон читает письма, полицейский пьет каждый день напропалую, в здании суда разводят гусей и сушат белье, дворники не прибирают улицы, чиновники берут взятки направо и налево. Во главе всего этого стоит городничий, он — главный виновник этого всеобщего попустительства и равнодушного отношения к жителям города, и с него-то все берут пример. Никто не пытается скрывать свое поведение, ведь полное отсутствие контроля окончательно развязало чиновником руки. Такова действительность провинции.
Кажется, что никто и ничто не может изменить сложившийся порядок вещей и уклад жизни в городе N, да не тут-то было. Когда становится известно о приезде в город ревизора инкогнито, все, начиная с городничего, понимая плачевное положение во всех сферах городской жизни, начинают суетиться и пытаются хоть как-то прикрыть грязь и привести в порядок плачевное положение дел. Частично им это удается, а за оставшееся городничий надеется дать ревизору взятку. Это отношение к проверяющим органам власти является очень типичным, и еще больше усугубляет непроглядную темноту провинциальной жизни. Настоящего ревизора, однако, так и не обнаружили, вся грязь всплыла наружу, однако открытый финал пьесы не позволяет узнать читателю, получили ли по заслугам чиновники.
Образ уездного города в «Ревизоре» собирает дурные привычки захолустных местечек российской периферии. До сих пор включаемая в репертуар театров, пьеса не теряет актуальности и находит отклик в сердцах зрителей, поскольку и в наши дни не надо далеко ехать, чтобы найти подобные городки на карте нашей страны.