«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал», — говорил автор произведения М. Горький. Этот рассказ был, несомненно, очень любим писателем. Написанный в ранний творческий период рассказ «Старуха Изергиль» относится к романтической прозе. Для произведений этого направления характерны идеи раскрытия внутреннего мира героя за счет противопоставления себя окружающему миру, осознание грубости, жестокости и непонимания со стороны людей, побег от реальности и вечный поиск себя.
Стремление к высшим ценностям, присущее героям литературных произведений, может выражаться по-разному. Кто-то ставит свою личность превыше всех людей и не старается понять чужую боль, не проявляет сострадания и не оказывает помощи, сосредотачиваясь только на эгоистичном достижении собственных целей. Другой же стремится к свободе и гармонии в мире для всех людей, способен пожертвовать личным счастьем во имя чести и справедливости. Такое разделение персонажей, несущих зло и действующих на стороне добра, характерно для творчества Горького.
Первая часть рассказа посвящена Ларре, сыну орла и красивой земной женщины, убившему из гордости отвергнувшую его девушку. Гипертрофированное себялюбие Ларры переходит в крайнюю степень своего проявления – полное пренебрежение людьми и их желаниями. Он не сделал ничего, за что мог бы требовать особенного почтения к себе — так рассуждает старуха Изергиль. Старейшина наказывает Ларру, обрекая на изгнание и вечное одиночество. «…за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью» — один из аспектов концепции автора, который утверждал, что сильная личность должна проявляться в деятельности во благо людей.
Во второй части Изергиль рассказывает о своей жизни. Как обычный человек, прожив долгую жизнь и пройдя трудный путь, она совершала разные поступки. «В жизни, знаешь ли, всегда есть место подвигам» — кредо прозы Горького, полагающего, что в жизни любого человека может наступить такой момент, когда потребуется сделать выбор между трусостью и отвагой, эгоизмом и жертвой ради других.
Третья часть произведения повествует о Данко, мужественном юноше, осветившем своим сердцем путь усталым, упавшим духом людям, которые были ожесточены и вели себя, как звери. Пробудив в них упорство и стремление к жизни, сам герой погибает. Люди пошли вперед и даже не заметили гибели Данко, наступив на его горящее сердце.
Поступок Данко – символ бессмертия добра и пример другим людям, зачерствевшим душой, утомленным тяжестью невзгод и прожитых лет. Огоньки его сердца, рассыпавшиеся и вспыхивающие по всей земле, должны помочь зажечь миллионы других сердец, напомнить людям о взаимопомощи, единстве и стремлении во имя общего блага.