Философ, государственный деятель и политик Никколо Макиавелли жил в Италии в XVI веке (эпоха Возрождения).
В это время Италия представляла собой множество противоборствующих раздробленных княжеств. Отсутствовала крепкая централизованная власть. Страна стала легкой добычей для иностранных захватчиков и подвергалась постоянным междоусобным конфликтам.
Трактат «Государь»
Макиавелли был тем человеком, который понимал, что только сильный правитель, подчинивший себе местных князей, сможет объединить Италию и создать сильное государство. Именно об этом написан его трактат «Государь».
Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.
По рассуждениям Макиавелли, правитель должен в первую очередь думать о благе государства, а не о нормах морали. В основе поведения сильного государя должны лежать выгода и сила, а при наличии высокой цели можно забыть о совести и нравственности.
Философский труд «Государь» — это рассуждение о создании сильного государства под единой властью одного человека. Трактат побуждает к действию, так как в нем подробно описаны способы захвата и удержания власти, приведены исторические примеры.
Содержание трактата.
Способы прихода к власти:
Удачное стечение обстоятельств и умение воспользоваться этим
Личная доблесть, применение силы
Жестокость, подлость или преступление – автор допускает такое при стремлении к высшей политической цели
Добровольный выбор народа или элиты страны
Способы удержания захваченной власти и борьба против угрозы политических переворотов и заговоров:
Непосредственный контроль всей территории
Собственное окружение, состоящее из безродных слуг, а не из именитых князей и баронов
Введение собственного войска в стране и отказ от наемного
Жестокость со знатью и милость простому народу
Так же Макиавелли описал главные черты, которыми должен обладать государь: умение вызвать уважение к себе, жестокость по отношению к отдельным людям в пример остальным, умение отходить от норм морали ради государственных интересов и скупость, для сохранения средств на военные нужды.
Трактат впервые был опубликован в 1532 году, лишь после смерти Макиавелли. Он подвергался жестокой критике, так как отступал от общепринятых тогда норм библейской морали и нравственных принципов. С 1559 года был в списке запрещенных книг.