Знаменитый политический мыслитель Никколо Макиавелли был заподозрен в заговоре против Медичи и после пыток осужден на изгнание. Он провел в своем имении долгие годы, в числе написанных там важных сочинений-«Государь». Разделяя по примеру Аристотеля все формы правления на три группы-монархию, аристократию, демократию, Макиавелли одинаково относится ко всем трем. По его мнению цель каждого государства состоит в сохранении существующего строя. Всем правительствам Макиавелли советует одинаково: государь должен уничтожить и победить всех врагов, аристократия должна покончить со всеми низложенными династиями, демократия-искоренить всех аристократов. Макиавелли безразлично, что насилие не будет приветствовать население, он считает, что старый строй сменит такой же плохой новый.
Я прав или…я прав?
Признавая в государстве только его процветание, Н. Макиавелли оправдывает любые средства, служащие целям политики, и наоборот, что мешает политике, является смутой и крамолой. Эталоном государя ему видится сын Папы Александра IV, Чезаре Борджиа, известный своими преступлениями. Обман, измена и лицемерие, по Н. Макиавелли, в сочинении » Государь» как создать сильное государство служат достижению цели. Заботиться о преданности подданных правителю не нужно. Население должно повиноваться, бояться, поставлять власти деньги и солдат. Вместе с тем, государь должен охранять государство от внешней опасности и все время крепить военную мощь.
Термин «макиавеллизм» символизирует беспринципную, несправедливую, нечестную политику. Имя макиавелли стало нарицательным и означает политика хитрого, лицемерного, жестокого и недобросовестного.
О «Государе» и всей деятельности Н. Макиавелли написано много противоречивого. Некоторые суждения выдают его как скрытого поборника свободы, трактуют его советы деспотизму как замаскированные тайны беззакония. Д. Дидро писал, что опытный политик тем самым говорит, вы получите государя таким, как он описан. По отзыву П. Ж. Прудона, Макиавелли не изобретает господствующую политику, он излагает аксиомы государственной премудрости своего века.
Книга Н. Макиавелли, где в таким откровенным цинизмом изложены основы политики, была настольной у Карла V, Екатерины Медичи, Генриха III.