Карл Павлович Брюллов является талантливым русским живописцем. Большинство работ великого мастера отражает его собственное мироощущение и тонкое видение обыденных вещей. С особым интересом и трепетом Брюллов создавал картины портретного содержания. В создании портретов блистательно и всецело раскрывается талант художника. Одной из знаменитых работ Брюллова является картина «Портрет графа Толстого».
Содержание картины Брюллова «Портрет графа Толстого»
В этой работе художник изобразил известного поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого в молодости. Граф изображён на охоте в сосновом бору. Молодой скромный юноша, застыв с ружьём в руках, всматривается вдаль. Возможно, он обернулся на раздавшийся неподалёку шорох или любуется открывшимся дивным видом тенистого леса. А может быть, он просто остановился передохнуть и на минутку задумался о «прежних годах».
Пёс с недоумённым взглядом застыл возле хозяина и, кажется, пытается разгадать его мысли, его настроение. Он терпеливо ждёт дальнейших действий молодого графа.
Вдали виднеются тонкие стволы деревьев, бескрайние поляны. Но Толстой остановился возле могучего ствола, словно желая укрыться от остального мира и остаться наедине со своими мыслями, с самим собой и своим верным другом.
По изображению графа становится понятно, что он безумно любит этот лес, это уединение. Он находит в таком времяпрепровождении отдушину. Да и сам Алексей Константинович в своём стихотворении писал: «Я люблю в том лесу вспоминать старину…»
Анализ деталей в картине К. П. Брюллова
«Портрет графа Толстого» изобилует множеством тонких деталей, создающих общее впечатление о картине, раскрывающих её суть.
Так, внешний вид графа свидетельствует о его явной принадлежности к высокому положению. Подтверждению статуса графа в полной мере соответствуют:
- утончённые черты лица;
- тонкие пальцы;
- аккуратно уложенные кудри.
Молодой поэт аккуратен, статен, строен. Его облик отличается спокойствием и лёгкостью. Он ненавязчиво и свободно держит в руках оружие. Создаётся впечатление, что этот юноша не способен всерьёз выстрелить, ведь с такой нежностью и любовью он относится к окружающей природе. Скорее всего, ружьё является для него лишь средством создания антуража охоты, своеобразным предлогом выбраться в этот манящий лес.
Общая цветовая гамма картины выдержана в спокойных тонах. Золотистые, зелёные, коричневые оттенки придают картине мягкость и ненавязчивость. И на этом общем фоне особенно выделяется лицо графа и его руки, обрамлённые белоснежными манжетами. Подчёркивая таким образом важные акценты, Брюллов приковывает внимание к центральным позициям картины. Действительно, расслабленное и одухотворённое лицо молодого поэта является главным содержательным элементом картины. А обозначенные светлыми тонами манжеты обращают внимание на кисти рук, легко и в то же время уверенно сжимающие ружьё.
«Портрет графа Толстого», выполненный в стиле романтизма, является ещё одним удачным произведением Брюллова, в деталях воссоздавшего образ молодого графа и точно передавшего его характер.