Поэма Данте Алигьери «Божественная комедия» по праву считается выдающимся памятником итальянской литературы периода средневековья. В основе произведения лежит философское рассуждение на тему познания человеком своих пороков и грехов с тем, чтобы через очищение приблизиться к Богу и войти во врата рая.
Начинается поэма с того, что главному ее герою самому Данте является призрак его давнего кумира знаменитого поэта Вергилия. Он предлагает герою осуществить путешествие в загробный мир и узнать, что ожидает каждого человека после смерти. Данте вначале колеблется, но дает согласие после того, как Вергилий извещает ему, что быть его проводником попросила давно умершая бывшая возлюбленная поэта Беатриче.
Путь путешественников начинается с посещения ада, перед входом в который обитают ничтожные души, которые при жизни не совершили ни блага, ни зла. За воротами простирается река Ахерон, через которую переправляются усопшие. Далее странники подходят к кругам ада. Их девять.
В первом круге (лимбе) покоятся души некрещеных, но которые не твори при жизни плохих поступков. Здесь Данте встречает мудрецов и героев древних эпох – Платона, Гомера, Сократа.
Во втором круге, охраняемом Миносом, находятся души сладострастников.
На входе в третий круг сидит трехглавый пес Цербер, здесь горят в аду те, кто был при жизни обжорой и чревоугодником. Тут каждый день льет дождь и души умерших купаются в грязи.
Четвертый круг, охраняемый исполином Плутосом, предназначен для скупцов и расточителей, большая часть которых при жизни занимали высокие чины в духовенстве – римские папы, кардиналы.
Пятый круг берет на себя души завистников, и тех, кто часто гневался на людей.
В шестом круге, что расположился у подножья Дита, покоятся еретики и отступники от Бога.
Седьмой отведен для самоубийц, богохульников, ростовщиков и убийц. Когда Данте нечаянно задел произрастающий здесь куст, с него полилась темная кровь и растение застонало. Это души самоубийц, их непрерывно клюют Гарпии, причиняя им вечную нестерпимую боль.
В восьмом круге в вечных муках пребывают лицемеры, сводники, соблазнители, сектанты и воры.
Девятый вмещает в себя души предателей. В нем ледяное озеро, в которое всем туловищем вмерзли предавшие своих родных.
В самом центре земли Данте и его спутник видят властелина загробного мира Люцифера. У него три 3 пасти, которыми он пожирает Иуду, Брута и Кассия.
Когда герои прошли все девять адских кругов, они вознеслись наверх и заметили сияющие звезды.
Далее Данте и Вергилий оказываются в чистилище, где им на встречу выходит сторож Катон. Он говорит героям, чтобы те шли к морю и смыли с себя всю копоть и грязь загробного мира. Спутники выполняют просьбу сторожа. После омовения к ним ангел на челне, который высаживает на берег души погибших, чтобы те не попали в ад.
С ангелом странники плывут к горе чистилища. По дороге к ним присоединяется поэт Сорделло – земляк Данте. На этом месте главный герой погружается в сон и переносится к вратам чистилища. Ангел рисует на лбу Данте семь букв, каждая из которых олицетворяет один из смертных грехов героя.
Круг за кругом проходит Данте чистилище, очищаясь от всех своих согрешений. После прохождения каждого круга ангел стирает со лба Данте букву преодоленного греха.
На заключительном круге поэту нужно пройти через ярко пылающий огонь. Данте опасается, но Вергилий убеждает его. И тогда герой проходит и это испытания, после чего попадает в рай. Здесь его дожидается Беатриче. Спутник поэта Вергилий умолкает и исчезает навеки. Возлюбленная омывает Данте в священной реке, и поэт ощущает, как в его тело вливаются силы.
Любящие души возносятся к небесам. Беатриче объясняет поэту, что души, не отягощенные грехами, легки. Влюбленные проходят девять райских небес. Вознесшись на последнее небо, Данте и Биатриче видят среди сверкающих лучей деву Марию. Тут герой поднимает вверх голову на ясный и ослепляющий свет, после чего он познает Истину – видит Бога в его триединстве.