Свою эпоху Лермонтов считал эпохой рефлексии, эпохой посредственностей, людей несостоявшихся, не оставивших после себя заметного следа в истории и в культуре. Понимание своей исключительной роли в обществе, где превалируют посредственности, обрекает поэта на извечное одиночество. Мотив одиночества звучит во многих лирических произведениях поэта, особенно в тех, которые посвящены природе.
В ней Лермонтов наблюдает те же житейские драмы и трагедии, что случаются и у людей. Так в «Утесе» описывается краткий момент встречи золотой тучки и старого утеса. Слезы расставания оставляют влажный след в расщелине утеса. В стихотворении «Листок» судьба одинокого скитальца сравнивается с дубовым листком. По своему жанру это стихотворение относится к элегии, Лермонтов написал его по возвращении на Кавказ из Петербурга. Оторванный от дуба и гонимый жестокой бурей, листок не может найти себе пристанища.
Не менее сильное впечатление производят переводы Лермонтовым лирики Гейне. Михаил Юрьевич сделал два варианта перевода одного произведения — «На севере диком…» и «На хладной и голой вершине…». Оба варианта рассказывают по-разному историю об одиночестве, о разлуке, о невозможности встречи. Тема протеста против жизненных условий, несправедливости общественного устройства встречается очень часто в лирике обоих поэтов и выражается в природных образах.
Лермонтов умело использует прием одушевления природы. В своем «Демоне» он сравнивает человека с явлением природы: «Он был похож на вечер ясный…». Исследователи отмечают, что этот прием был использован впервые в русской литературе. А наиболее часто поэт противопоставляет красоту земли и гармонию мира той скорби, которая царит в душе его лирического героя. Для поэта природа – это сад божий, она помогает хоть ненадолго забыться. Природа дает возможность примириться с судьбой. Так умирающий Мцыри велит перенести его в сад, где цвели акации.