Басни Ивана Андреевича — образец жанра в русской литературе и им безусловно принадлежит пальма первенства на этом поприще. Они отражают накопленную веками нелегкой жизни народную мудрость и сформировавшуюся среди рабочего класса нравственность. В басне «Листы и корни» Крылов, как следует из самого названия, представляет простую композицию и противопоставляет антиподы — листву и корни.
И. А. Крылов считал высмеивание пороков и дефектов общества хорошим способом их искоренения.
Он снова пишет на вечную тему взаимоотношений работающих в тени воздержанных тружеников и о неблагодарном высшем обществе в форме аллегории.
Семантический анализ
В данной работе писатель подчеркивает тщеславие и гордыню, свойственные знатным людям; данный класс отражен в произведении листвою. Она хвалится своей «густотой и зеленостью» перед зефиром — прохладным и легким западным ветром. Вместе они олицетворяют дворянство, купечество и духовенство. Листы восхваляют себя и превозносят свою исключительную важность для дерева, отдыхающих в тени пастухов, путников…
Они глубоко прониклись верой в свое превосходство, но в разгар их самодовольного монолога корни вставляют уместное замечание о своей сопричастности к их величию. Указывая, что листья меняются каждый год и получают питание от корней, которые с каждым годом только разрастаются. Власть есть до тех пор, пока есть корни.
Во времена написания басни не были известны функции листа как органа растения и Крылов перечислил только внешние признаки.
Корни отвечают листьям смиренно и недоумевают, как они могут не знать своих кормильцев; они не пытаются оспорить их мнение, а только не хотят быть окончательно забытыми и предлагают не заноситься. Это важный момент, т. к. Иван Андреевич считал монархическое правление и текущий порядок вещей незыблемым. В басне же указал на необходимость заботы и сочувствия рабочему классу, а также на неуместность похвальбы оторванной от народа «листвы».
«Тщеславие грозит безразличием и скукой, его первопричина — неуверенность, а способ освобождения — рост уверенности в себе.» Бертран Рассел