Морские пейзажи – одна из любимых тем Ивана Константиновича Айвазовского. Являясь коренным крымчанином, живописец часто на своих картинах рисовал Черное море, к одной из них относится его знаменитый шедевр «Лунная ночь. Купальня в Феодосии».
Полотно, выполненное маслом, было создано в 1853 году. Романтика и мистика, которыми от него так и веет, очаровывают с первого взгляда. Виной тому необычайная палитра цветов, которой художник написал ночное побережье, а именно черные, зеленые и золотистые тона.
На холсте изображена набережная Феодосии: справа застыл уснувший город, слева – бескрайняя морская гладь, поглощенная ночной тьмой. Мир замер, словно забылся во сне: спокойное море, темное побережье, корабли со спущенными парусами, хмурое небо… Тишина и спокойствие ночного города кажутся почти осязаемыми.
В центре картины пролегла яркая лунная дорожка. Таинственный и завораживающий, будто бы потусторонний, холодный лунный свет выхватывает из мрака ночи стоящие на якоре корабли, далекие дома, морскую рябь и юных купальщиц. Вдали освещенный яркой луной виднеется одинокий гордый парусник, а следом во мгле ночи едва различимые силуэты его причаливших товарищей.
Справа от лунной дорожки на переднем плане изображена деревянная купальня. Из ее открытой двери виднеется теплый свет, а внутри на скамье сидит девушка, возможно, в ожидании, когда вернется плавающая в море подруга, которая плескается, как одна из мифических русалок.
Две трети пейзажа И. К. Айвазовский посвятил ночному небу, в котором виднеются озаренные лунным светом облака, что дрейфуют по нему в неведомую даль. В правой части полотна чернота небосвода почти угрожающе грозна, в отличие от приветливой его половины, что освещена полной луной.
Великий русский художник на картине «Лунная ночь. Купальня в Феодосии» с помощью гениальной игры цветом сумел абсолютно отчетливо и реалистично передать мистическую красоту ночного побережья, озаренную холодным светом луны. Не напрасно данная его работа считается одной из лучших среди тысяч произведений маэстро.