Элементы волшебства и фантастики в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Отношение волшебства и фантастики к реальности – это, прежде всего, вопрос привычки и веры. Свою сказку о Маленьком принце Экзюпери начинает с упоминания книги «Правдивые истории» и рассказе о турецком астрономе, открытию которого не поверили лишь из-за того, что он не был одет в европейский костюм.

Совершенно неправдоподобную историю об упавшем с неба мальчике автор начинает буднично и вовсе не следуя привычным канонам фантастики. Но за этим скрывается призыв к читателю разглядеть удивительное в самых обычных явлениях и событиях.

Пустыня и душа человека

Книга написана автором в 1942 году. Это было время, когда Экзюпери добивался отправки на фронт в качестве военного летчика. Для профессионального пилота, ежечасно рисковавшего собственной жизнью даже в мирное время, вопрос о том, что остается от человека после смерти, был особенно важен.

Бессмертие души недоказуемо. Но Экзюпери и не нужны доказательства. В противоположность одному из персонажей своей сказки, автор верит в реальность именно эфемерных проявлений жизни, в подлинность невидимого.

«Самого главного глазами не увидишь».

Главное в человеке – это душа. История Маленького принца – это история путешествия души человека. История детской чистой души, которая пробуждается в первой влюбленности, первых искренних чувствах.

Затем душа неизбежно проходит через искушения властью, славой, пороками, богатством, будничной суетой. Это показано в диалогах мальчика с гротескными фантастическими персонажами, каждый из которых является полноправным хозяином собственной планеты.

В душе каждого есть хорошие и плохие семена. И Король, Честолюбец, Пьяница, Делец и Фонарщик олицетворяют собой неудачные всходы.

Всякая душа – это отдельная планета. И общение Маленького принца с этими «инопланетянами», в действительности, диалог души с другими обитателями космической пустыни. Душа – это микрокосм, в котором уже содержится вся вселенная. Но чтобы понять это, человек должен выйти за пределы своего «Я».

Душа и ответственность

Разговор о невидимом не может происходить в будничной обстановке и привычных терминах. Общение «упавших с неба» героев происходит в пустыне. Рационально оно может быть истолкована как галлюцинация летчика, умирающего от жажды среди песков.

На самом деле это разговор об ответственности человека за свою душу перед лицом смерти.

Чтобы избежать чрезмерного пафоса Экзюпери заставляет говорить змею, Лиса, Розу. Они говорят очень простые вещи, которые забываются в повседневной жизни из-за их простоты. Но от своей очевидности эти истины не становятся менее верными.

«Узнать можно только те вещи, которые приручишь».

Понять и оценить можно лишь то, что любишь. Это может быть роза или что-то другое. Но, чтобы мы ни полюбили и приручили – мы в ответственности за это. И самая главная ответственность человека – ответственность за собственную душу, которая одна лишь уникальна и неповторима.

Бессмертна ли душа? Это вопрос веры. Если мы глядим ночью на звезды и думаем, что где-то там ухаживает за своей розой Маленький принц – он по-прежнему с нами. Как барашек, которого Экзюпери спрятал на своем рисунке в ящик. Мы его не видим. Но любой ребенок легко поймет, что он там.

maximios
Оцените автора
Сочинения