Он снисходительно соглашался разыгрывать закрепившуюся за ним роль скандалиста и хулигана, остроумного шута на литературной ниве. Развязный тип, бедовый весельчак, старающийся быть эффектным, на самом деле был совсем иным. Это был большой человек с большими планами, с нежным пламенным сердцем. Маяковский был человеком необычайно чувствительным, переживавшим глубокие внутренние драмы.
Излюбленными приемами для него в творчестве были метафоры. Какие бы метафоры Маяковский не использовал, гиперболические («плавлю лбом стекло окошечное») или футуристические («флейты водосточных труб»), это всегда было ярко, мощно. Эпатаж так же является неотъемлемой частью лирики Маяковского. Его грубое, подчеркнуто неэстетичное «я захочу и радостно плюну, плюну в лицо вам…», изрядно шокировало добропорядочную публику.
Еще один не менее эффектный прием в лирике Маяковского – это пропуски значимых слов. Так, например, в названии «Скрипка и немножко нервно» выпущены два значимых слова. Декларативный отказ от общепринятых норм характерен для поэтов-футуристов и для футуризма в целом, как направления. Для Маяковского этот прием означал поиск новых смыслов.
Еще одной особенностью творчества поэта является его разговорная лексика («нате», «хочете») и выдуманные им самим слова («громадье», «стихачество», «легендарь»). Этот прием так же характерен для футуристов, среди которых Маяковский стал признанным лидером. Поэта, однако, не устраивало нигилистическое бунтарство футуристов. В предреволюционной лирике поэта чувствуется не только негодующе-сатирический мотив, но и трагический, связанный с темой гибели человека – носителя идеалов гуманизма.
После революции тон поэзии Маяковского делается драматичным. Самым примечательным стихотворением того периода можно назвать стихотворение «Послушайте», в котором чувствуются его боль и страсть, его вера в доброту, в гуманизм, в красоту человеческого сердца. Оно было переведено практически на все языки мира.