Маяковский и новая эстетика в поэзии
Начало творческой деятельности Владимира Маяковского было связано с таким течением в русской поэзии, как футуризм. Это течение предполагало уход от поэтических традиций прежних лет, отражение новой реальности в поэзии, создание совершенно новой эстетики. Экспрессивный Маяковский, не склонный к рационализированной поэзии, стоит особняком в ряду кубофутуристов.
Поэт — труженик
Важную роль в становлении Владимира Маяковского как поэта сыграли Лили Брик и ее муж Осип (Лилией он назовет ее потом). Большая петербургская квартира Бриков служила своеобразным салоном, в который были вхожи поэты и танцоры. В эту квартиру Маяковского привела сестра Лилии, Эльза. Он прочел свои стихи и сразу же завоевал восторг супругов. Благодаря Осипу были впервые опубликованы «Облако» и «Флейта – позвоночник». Маяковский помнил это всегда и до самой своей смерти поддерживал Бриков. Та поэтическая мощь, с которой Маяковский создавал свои стихи, не позволяла критикам расправиться с ним обычными приемами. Тогда кто-то из завистников заманил поэта в дом, где собрался консилиум психиатров. Подавленный Маяковский попытался застрелить себя в грудь. Помешали осечка и приезд Лилии. За грубой внешностью и брутальным образом скрывался чувствительный, ранимый и сентиментальный человек.
А вам открыл столько стихов шкатулок,
Я – бесценных слов мот и транжир.
С Лилией и Осипом у Маяковского сложились очень непростые и очень теплые отношения. Маяковский страдал и ревновал, а Лилия считала, что это полезно для его творчества.
Маяковский был слишком ярким явлением в поэзии того времени. Его слишком часто критиковали. В его стихах часто появляется тема поэта – труженика. Он, словно оправдываясь, объясняет читателю, что процесс его творчества ничуть не легче, чем добыча руды. И это была чистейшая правда. Современники вспоминали, как он создавал стихи, сидя в углу мастерской. Он бормотал одно и то же, подбирал слова, записывал стихи на папиросных коробках. Он мог отшлифовывать фразу целый день. Но записанное им он никогда не менял.
В последние месяцы жизни обострилась травля поэта. Ему подбрасывали записки, звонили по телефону. Ко всему этому прибавилась болезнь горла. Маяковский боялся потерять голос.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Когда Маяковский снова взял в руки пистолет, его Лилия была далеко и не смогла спасти поэта.