Большинство произведений В. В. Маяковского наполнены острой сатирой и горькой иронией, что делает их актуальными по сей день.
Больше всего Маяковский ненавидел мещан. В пьесах “Клоп” и “Баня” поэт высмеивает именно эту прослойку общества.
Пьеса “Баня” по замыслу Маяковского представляет некий фарс. Маяковский создает для своих героев множество глупых и смешных ситуаций, но, не смотря на это, пьеса весьма драматична. Ее драматизм заключается в борьбе с мощной и закостенелой силой под названием бюрократия.
В образе главного персонажа пьесы, товарища Победоносикова, Маяковский сконцентрировал многие уродливые черты, присущие бюрократам. Этот типичный надутый чиновник вмешивается повсюду и мнит себя компетентным во всех вопросах. Пьеса “Баня” высмеивает псевдоискусство, которое характерно для советской эпохи, во времена которой цензура искажала произведения до неузнаваемости и заставляла художников творить только по четко установленным требованиям. Пьеса наглядно раскрывает командно-бюрократические методы управления искусством, которому изо всех сил пытается противостоять изобретатель Чудаков.
Конфликт разрешается с появлением “фосфорической женщины”, “делегатки 2030 года”. Она отбирает и увозит на машине времени лучших, среди которых и Чудаков со своими помощниками, в коммунизм. А Победоносиков и ему подобные остаются в современной им действительности.
В своей пьесе “Клоп” Маяковский объявляет беспощадную войну мещанству во всех его проявлениях. По замыслу поэта главный герой фантастическим образом оказывается в светлом коммунистическом будущем, описывая которое Маяковский намекает на его призрачность и невозможность в реальности до конца искоренить все человеческие пороки.