Юмор и сатира в пьесах В.В. Маяковского “Клоп” и “Баня”

Первая постановка пьесы «Баня» с треском провалилась в январе 1930. Зощенко вспоминал, что никогда не видел такого катастрофического провала. Не было ни смеха, ни аплодисментов в зрительном зале. Маяковский эпатировал зрителей мощной провокацией, считая именно их главным действующим лицом пьесы.

В «Клопе» и «Бане» заключен целый фейерверк убийственных острот. Маяковский ненавидит советскую власть, отупевшую и ожиревшую. Пьеса Маяковского «Баня», высмеивающая перерождение власти, стала драмой абсурда. Именно такой холодной реакцией зала, ставшей полной неожиданностью для автора, зрители не просто поучаствовали, они сыграли главную роль в этой драме абсурда, о чем Маяковский не мог и мечтать.

Пьеса «Клоп» — это наступление на мещанство. Маяковский язвительно высмеивает Пьера Скрипкина (он же Ваня Присыпкин), обладателя профсоюзного билета с замашками аристократа. Автор, мечтавший о духовном росте своих современников, яростно высмеивает мещанина, чьи духовные запросы не распространяются далее зеркального шкафа.

«Баня» изобличает карьеризм и бюрократию. Одно лишь название должности главного героя пьесы, Победоносикова – Главначпупс, говорит о том, как ничтожен главный герой. Постоянно восхваляющий свои заслуги, Победоносиков пишет в анкетах, что состоял в партии еще до 1917 года. Высокопарные слова и штампы, которыми разговаривает главный герой, как например, «величайший и незабвенный художник пера», «работники вселенной», абсурдны. В финале пьесы Победоносиков «выходит из роли» и задает залу вопрос о собственной нужности.

«Клоп» и «Баня» — произведения, в которых автор использует приемы карикатуры и гротеска. Творчество последних лет жизни Маяковского отличается реалистичностью, в отличие от плакатно-лозунговой эстетики прежних лет. Именно поэтому эти две пьесы еще долго не утратят своей актуальности.

Знаменитая первая сцена «Клопа», где торговцы изобретательно рекламируют товары на базаре, кажется живым портретом современности. Маяковский писал, что каждое поколение должно перерабатывать пьесы, приноравливая их к современности. Однако же, современная действительность вовсе не похожа на то стерильное будущее, грезившееся поэту. А значит, пьесам Маяковского обеспечена долгая сценическая жизнь.

Elise7
Оцените автора
Сочинения