Поэма «Медный всадник» — одно из самых лучших поэтических произведений Александра Сергеевича Пушкина. В содержании поэмы он соединяет две темы: тему Петра, как великого государя, и тему «маленького» человека. Последняя особенно волновала Пушкина.
«Маленький» человек
Герой «Медного всадника» – бедный чиновник из Санкт-Петербурга Евгений. Он не обременён размышлениями о высоких материях, все, что его волнует – снятие мостов с прибывающей Невы, из-за чего он не сможет два-три дня видеться со своей возлюбленной Парашей, живущей на другом берегу. Пушкин рисует нам образ обычного, рядового жителя Санкт-Петербурга, не вызывающий ни симпатию, ни отвращение.
«Редеет мгла ненастной ночи,
И бледный день уж настает…»
Стихия берет свое. Нева выходит из берегов и затопляет город. Нам предстает следующая сцена: на Петровой площади сидит Евгений. Он мокрый и жалкий, смотрит на противоположный берег. Мрачные мысли полностью поглотили его, а спиной к нему возвышается статуя Петра – всадник на бронзовом коне.
Затем Нева спадает. Евгений спешит к своей возлюбленной, но не находит ее. Дом Параши сметен стихией. От горькой сцены Евгений лишается рассудка.
Беда человека
Далее мы видим описание его помешательства. Евгений долго скитается по городу, его психическое состояние все ухудшается. Однажды он возвращается на Петрову площадь. Видит «медного всадника» и вдруг понимает: вот кто виновник его беды. Вот кто построил город на этой буйной реке, ставшей причиной гибели его возлюбленной. Евгений приходит в ярость.
Пушкин не зря столкнул в поэме образы бронзового Петра и бедного чиновника. Этим он подчеркнул то, насколько далеки друг от друг государственная власть и человек. Евгений – пленник императорского города – полный антипод Петра. У него есть то, чего никогда не могло быть у бронзового Петра: душа и сердце. Но следует понимать, что Евгений сопоставляется не с Петром-человеком, а именно со статуей, воплощающей «кумира» императора.
Евгений становится безумцем. Его преследуют галлюцинации, и в итоге он погибает. Герой вызывает у читателя искреннее сочувствие, а происходящее с его рассудком даже ужас. Смерть его необходима для творческого замысла.
Главное, что хотел донести Пушкин: Петр, олицетворяющий власть, построил новую Россию, но не смог «железною уздою» стянуть человека. Власть бессильна перед человеческим, вылощенным в персонаже Евгения. Однако, несмотря на свое бессилие, она – губительна.