В своей пьесе «На дне» А. М. Горький обостряет внимание читателей на метком и реалистичном описании «дна» жизни. Основной проблематикой произведения является неминуемая гибель и деградация людей, оказавшихся «на дне». Автор постарался вызвать у читателей не только жалость и сочувствие к обездоленным, но и справедливый гнев против общественных устоев, обрекающих человека на гибель.
Помимо актуализации острых и насущных проблем общества, А. М. Горький:
- вкладывает в пьесу «На дне» глубокие смыслы;
- поднимает важные мировоззренческие вопросы;
- побуждает задуматься и переоценить жизненные ценности и ориентиры.
«Утешительная ложь» в пьесе А. М. Горького
Сторонником успокаивающей и утешительной лжи в произведении «На дне» выступает странник Лука, искренне сочувствующий оскорблённым и униженным жертвам общественного строя. Лука жалеет их, утешает, стремится облегчить их страдания.
Благие намерения Луки основаны на пассивном сострадании. Находящейся при смерти Анне он рассказывает про замечательную жизнь в раю, где она забудет о земных страданиях и найдёт душевный покой. Наташе и Пеплу Лука советует забыть о передрягах и отправиться на поиски счастливой жизни в золотую страну Сибирь. Актёру-пьянице старик обещает бесплатную помощь в одной лечебнице, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит…
Лука выступает приверженцем различных идей, способных утешить человека в трудной ситуации. Создаётся впечатление, что этот мудрый, опытный старик многое познал в жизни и теперь на всё знает нужные ответы.
Однако слова Луки являются не только утешительной ложью для оказавшихся «на дне», но и самообманом. Утешая других, Лука сам готов поверить в свои рассказы.
Сладкая ложь или горькая правда?
Несмотря на благородный мотив, коим руководствуется Лука, его «ложь во благо» имеет противоположный эффект. Босяки с удовольствием слушают «сказки», рисуют красочные картины удачной жизни, слепо верят в то, чему не суждено сбыться.
Негативный эффект утешительный лжи проявляется в том, что эти люди начинают жить в мире иллюзий, бесконечно обманывая самих себя и лишаясь сил бороться с общественной несправедливостью. Кого-то подобный самообман способен поддержать в тяжёлый миг, кого-то успокоить. Но это лишь минутное облегчение, за которым последует ещё большее разочарование. Утешительная ложь лишь ухудшает положение обитателей ночлежки и всё больше угнетает их.
И только Сатин оказывает идейное сопротивление Луке и его утешительной лжи: «Ложь – религия рабов…». Сатин придерживается мнения, что ложь нужна исключительно тем, «кто слаб душою». Он выступает ярым сторонником правды. «Правда – бог свободного человека» — восклицает Сатин. Этим высказыванием он убеждает в необходимости глубокой веры в человека.
«Человек! Это великолепно! Это звучит… гордо!». Только человек может вершить свою судьбу, в самом человеке скрыт неисчерпаемый потенциал, благодаря которому он способен преодолеть любые тягости и лишения и улучшить свою жизнь. Именно этот глубокий смысл, умело вложенный автором в рассуждения Сатина, составляет идейное содержание произведения.