«Недоросль» — остросоциальная комедия, которая с издевкой фокусирует свет на недоросших духом. Предъявленные в комедии образы, показаны в своей повседневности, но простираются много после границ комедии. Это как крупица, выбранная требовательной рукой Фонвизина, из многообразия и ложного блеска современного ему общества.
Высмеивает Простакову, обличает Скотинина, озвучивает через Стародума свои мысли о роли дворянской верхушки, тем самым сталкивает и противополагает праздность и жестокость существования незрелых духом личностей и вдумчивых и зрелых персон.
В комедии есть много циничных сцен из жизни Простаковой, она слепа в своей безграмотности, и не стремиться стать лучше. Она видит опору своего положения в «законе», по которому она права во всех своих действиях. Принижая и уничижая своего мужа, она живет без оглядки. Пред лицом власть имущих она пресмыкается, во всем стараясь выгадать, крепостные же – в ряду своем все скоты, и не достойны человеческого расположения. И только в сыне своем – недоросле она видит родную душу, тем не менее, не зная его ни сколечко. Фигура Митрофана далеко не цель написания комедии, она скорее показатель никчемности помещичьего класса.
Скотинин, воспитанный в той же среде что и Простакова, «по-скотски» обращается с крепостными, видя смысл жизни в том, что вся вина должна быть наказана. Развитие произведения Фонвизина, скорее сатирическое, с подтекстом всего обрисованного сюжета. Мир Простаковых и Скатининых как собственная вселенная со своими законами существования, всей своей невежественностью подминает под себя людей, судьбы, жизни. Пытается продлить свои границы и дальше в высший свет.
Стародум же в комедии проводник воспитания духовного, справедливого отношения к людям, выводит мысль о том, что дворянин истинный служит Отечеству и помогает нуждающимся. А нуждающиеся по комедии — это в первую очередь крепостные, жестоким самовластием помещиков поставленные в условия выживания. Дворянство, по духу благородное, не может противостоять грубости и наглости помещиков.
Комедия Фонвизина выступила как предшественник революционных мыслей, с циничной иронией явившая пороки общества, наблюдаемого писателем.