Комедия «Недоросль», написанная Д. И. Фонвизиным в 1781 году, является одним из ярких произведений писателя. Популярным и обсуждаемым в комедии стал образ Митрофана, обличающий присущие дворянству того времени черты. С помощью образа Митрофанушки Фонвизин хотел не только акцентировать внимание на неприглядных сторонах личностных качеств и образа жизни дворян, но и высмеять их.
Характеристика Митрофанушки
Главный герой комедии «Недоросль» — сын дворянской семьи Простаковых Митрофан. Несмотря на то, что по возрасту Простаков-младший должен уже служить в армии, он продолжает проживать с родителями. Являясь единственным ребёнком в семье, Митрофан растёт в атмосфере всеобъемлющей материнской любви и опеки.
Этого молодого дворянина можно охарактеризовать следующими словами:
1) ленивый;
2) необразованный;
3) высокомерный;
4) глупый;
5) жадный;
6) корыстолюбивый;
7) хитрый;
8) избалованный;
9) грубый.
Митрофанушка ведёт праздный образ жизни. Ленивое и халатное отношение свойственно для всех сфер его жизни. Он предпочитает отлынивать от учёбы, хотя в дворянской усадьбе семьи Простаковых созданы все условия для получения образования. За его нежелание учиться он удостаивается не наказаний и порицаний, а только похвалы и потакания. Это лишь усиливает его лень и праздную расслабленность.
В отношениях с окружающими Митрофан отличается хитростью, высоким уровнем приспособляемости, грубостью. Мнение отца он не учитывает, откровенно не уважая главу семейства. С матерью он старается вести себя любезно с целью получения выгоды из её хорошего отношения к нему. Крепостным и подчинённым недоросль грубит и хамит, не принимая их за людей.
Образ Митрофана не был вымышлен Фонвизиным. В то время в дворянских семьях действительно жили необразованные и корыстные молодые люди, ведущие праздный образ жизни и пользующиеся высоким положением своих родителей в обществе.
Проблемы, которые поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль»
В своём произведении Д. И. Фонвизин поднимает ряд существенных проблем.
- 1. Проблема воспитания
Несомненно, проблема, связанная с воспитанием, выходит на первое место в комедии «Недоросль. Автор отчётливо показывает неправильный стиль воспитания, повлиявший на развитие характера и личности молодого дворянина. Гиперопека со стороны матери оборачивается равнодушием, самодовольством, эгоизмом Митрофана. Ведь он уверен: мать решит все его проблемы.
- 2. Проблема образования
Митрофанушка предстаёт перед читателями необразованным, глупым самодуром, не желающим получать знания и плохо относящимся к учителям.
Фонвизин умело противопоставляет невежественному Митрофану благородного, духовно развитого, образованного и честного Милона. Фигура Милона в произведении «Недоросль» призвана показать положительные стороны характера человека, сформированного правильным воспитанием.
Кроме того, Фонвизин подчёркивает, что для воспитанности и образованности не требуются деньги и положение в обществе, а всё зависит от желания и целеустремлённости самого человека.
- 3. Проблема нравственности
Актуализируя эту проблему, автор высмеивает вопиюще низкий уровень нравственности и духовности дворянства. Во многом причину сложившейся ситуации Фонвизин видит в крепостничестве, способствующему послаблению и вседозволенности дворян.
Таким образом, комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» стала ярким литературным произведением, раскрывающим многие актуальные проблемы и высмеивающим невежество и глупость. Благодаря этому произведению термин «недоросль» приобрёл нарицательное значение.