Смех сквозь слезы.
Комедия Фонвизина «Недоросль», на первый взгляд смешна тем, как автор описывает глупость дворянских детей. Задумавшись, становится грустно и не смешно, глядя на несчастных родителей, которые не могут найти общий язык со своими детьми, которые их высмеивают и считают их мнение устаревшим.
Смешной в комедии является вся семья Простаковых и особенно поведение матери. Автор высмеивает ее отношение ко всем окружающим и даже собственному сыну. Она считает своего сына Митрофана, образованным, умным человеком, но это не является действительностью.
В дальнейшем к ней придет осознание своего ошибочного восприятия, но время ушло.
Обязательное образование.
Во времена правления Петра Великого все дети высшего, дворянского сословия должны были проходить службу. Тогда были изданы указы, о том, получение образования, и знание какой либо специальности обязательно, и для вступления в брак и самое важное для прохождения воинской службы.
В те времена и разворачиваются события этой комедийной пьесы. Автор пытается поведать нам, о том, что часто дворянские дети были безграмотны, бестолковы и безнадежны, в жизни у них было все, и добиваться целей они не привыкли. Автор покажет нам, на примере семьи Простаковых, как горько приходится матерям таких детей.
Недоросль.
Митрофанушка, любимый сынок недоучка, зажиточной дворянской семьи Простаковых, именно вокруг этой семьи разворачиваются события. Его жизнь проходила день за днем, у него были свои развлечения. Учиться Митрофанушка не хотел и не считал нужным, ему казалось, что получение образования это прихоть его дурной мамаши, навеянная временем.
Сама Простакова была настоящая фурия, бесчеловечная, грубая и жестокая. Она не уважала ни крепостных работающих на нее, ни когда-то горячо любимого мужа.
Ей хочется иметь власть над всеми людьми.
Каждый день Простакова наводит все больший страх и испуг на всех жителей поместья и на всех членов семьи. Не задумываясь о последствиях, главная героиня все больше забрасывает бранью окружающих, теряя при этом человеческий облик.
Мораль.
За лицом сильной женщины, пыталась спрятаться слабая и ранимая женщина внутри. Но после вмешательства Милона, жизнь Простаковой меняется, и уже мы видим не властного холерика, а плачущую меланхоличную женщину.
Осознав тот факт, что в скором времени она может лишиться поместья, хозяйка идет на унижения и на коленях умоляет оставить ее, тех людей, на которых совсем недавно обрушивала шквал ненависти и злобы. Жалости к ней не было. За поддержкой она обращается к сыну, но Митрофан, воспитан не понимающим и безграмотным не может утешить мать. Простаковой пришлось пожалеть, что сын неуч, не имеет сочувствия даже к семье.
Проблемы воспитания и взаимоотношений в семье описывает автор, побуждая читателя заняться самообразованием и найти свое место в социуме.