Рано или поздно мы все начинаем цитировать наших матерей.
Берн Уильямс
Комедия «Недоросль» Д.И. Фонвизина очень ярко иллюстрирует социально-политический режим 18 века, во время деспотичного правления Катерины ІІ. Изначально пьеса была задумана, как комический рассказ о воспитании. Но автору не удалось проигнорировать насущные проблемы эпохи. Сюжет затрагивает тему крепостного права, самодержавность власти, влияние воспитания на формирование личности и моральные качества разных верст населения.
Сюжет
Основная сюжетная линия разворачивается вокруг противоположных по социальному статусу семей: дворян (Стародум, Правдин) и крепостных (Скотинин, Простаковы). Их конфликт гораздо шире бытовых проблем и неурядиц. Это конфликт всей эпохи. Главный герой — Митрофан, страдает от навязчивого обучения. Его мать, госпожа Простакова, хочет, чтобы сын был умным, образованным человеком. Но, если просвещение не дано, никакие учителя не помогут (честно говоря, учителя сами не сильны в науке).
Комедия очень ярко иллюстрирует главные проблемы воспитания. мать, которая хочет вырастить грамотного сына, подает ему отнюдь не положительный пример для подражания. Брань, ругательство, хамство, грубость и унижения — вот то, что видел в семье Митрофан. Откуда же ребёнку учиться вежливости, доброты, заботы и терпению?
Результат не заставил себя долго ждать. Митрофанушка вырос грубым, бессердечным, не благодарным и жестоким мальчишкой. И эти качества, в первую очередь, ощутила на себе мать.
На примере жизненной трагедии героев, необходимо задуматься о воспитании в семье и личном примере родителей. «Что посеешь, то и пожнёшь» — слова народной мудрости, которые передают суть пьесы. Недаром, недорослю называют недоучку, невежду. Какие бы учителя не были, если человек не хочет получить знания, всё обучение будет напрасным.
«Имея сердце, имей душу — и будешь человеком во всякое время».