В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина поднимаются проблемы социальных устоев времен крепостничества, бездумной власти мещан, руководствующейся обманом, невежеством и беспринципностью, противостояния интеллектуально развитого мышления беспросветной глупости и нежеланию морально развиваться.
Воспитание
Комедия изначально была призвана обличить недостатки и пороки воспитания детей мещан. Но впоследствии эта проблема несколько задвинулась на второй план.
Фонвизин, следуя устоявшимся традициям в написании произведений данного жанра, знакомит читателей с двумя противоположными группами героев. Положительными образами можно считать Правдина, Стародума, Софью, Милона, яркими представителями негативной стороны — Скотинина, Простакову и Митрофанушку.
Автор явно не согласен с господствующей на то время системой воспитания детей. Он выступает приверженцем прогрессивных методов, ратует за изменение закостенелых устоев и норм, которые толкают к деградации не только подрастающее поколение, но и общество в целом.
В диалогах Стародума, репликах Правдина можно без труда увидеть позицию Фонвизина в отношении устаревшей системы воспитания. Их слова пылки и порой пафосные. Но писатель понимает, что только лишь радикальным воздействием можно сдвинуть заржавевшие колеса системы с мертвой точки и направить нравственное воздействие на молодежь в нужное русло.
Общественные устои
Самой пронзительной нотой в проблематике произведения звучит беспредельный произвол деспотизма помещиков по отношению к своим крепостным. Простакова же выступает не только тираном для слуг, но также изводит жестокостью и грубостью свою семью.
Общественный крепостнический порядок тесно переплетен с распространяющимся невежеством среди помещиков. Фонвизин понимает, что необразованность является прекрасным удобрением для процветания рабовладельческих настроев, жестокого отношения к подчиненным и, как следствие, упадка уровня благополучия всего государства. В своей комедии он заявляет об этом во всеуслышание.
«Недоросль» является оригинальным способом высмеять закостенелые нравы российского общества той эпохи и обличить преступное положение вещей в отношении воспитания молодого поколения и привития ему высоких нравственных идеалов.