Н.А. Некрасов «лиру посвятил» своему народу – его жизни, думам, надеждам, страданиям и борьбе. Он первым поднял эти вопросы на волне общей демократизации литературы в пореформенной России.
Уже на раннем этапе своего творческого развития Н.А. Некрасов обличал владык мира, угнетающих крепостных крестьян и походя разрушающих их судьбы. Стоит вспомнить стихотворение «В дороге» о том, как «добрые» господа сперва дали образование крестьянской девушке Груше, вырвав её тем самым из привычной среды, а затем воротили на село, выдав замуж за ямщика. В результате и он, и она несчастны и попросту не понимают друг друга. В «Размышлении у парадного подъезда», «Деревенские русские люди» были попросту не допущены до вельможи. Страдания народа поэт сравнивает с рекой Волгой: их так же много, как многоводна она, и они так же глубоки. После отмены крепостного права Н.А. Некрасов задаётся вопросом о счастье освобождённого народа. Он видит – и это особенно отчётливо выражено в поэме «Кому на Руси жить хорошо», — что угнетение продолжается.
Поэт правдиво рисует картины народной жизни, труда, праздников, обычаев. Народ в его творчестве предстаёт вечным тружеником, «сеятелем и хранителем» Русской земли, стремится к лучшей доле и высшей справедливости. Конечно, он не идеализируется: уделяется внимание и его пьянству, суеверию, пассивности и надежде на то, что все его проблемы сможет решить добрый барин. В то же время перед читателями возникает целая галерея крестьян-правдолюбцев, таких, как Ермил Гирин, Яким Нагой. Из народной среды выходят революционеры, такие, как Гриша Добросклонов.
Н.А. Некрасов не прекращает надеяться на то, что русский народ всё-таки поднимется с колен и научится быть гражданином. Только тогда он обретёт своё счастье.