Сочинение на тему: «Петербург глазами героев из произведения «Невский проспект»

Невский проспект соединяет людей, но не может их объединить
В повести Н.В.Гоголя Невский проспект предстает некой сценой, действие на которой постоянно сменяется. Разные люди разных сословий спешат на работу по Невскому или праздно прогуливаются. Утро – это время для нищих и попрошаек, для рабочего люду в грязных сапогах. К полудню на Невском показываются гувернантки и гувернеры со своими воспитанниками. А уж ближе к обеду Невский заполняется праздно гуляющей богатой публикой. Все сословия собирает вокруг себя красавец Невский, и именно здесь читатель понимает, насколько раздираемо общество социальными противоречиями, насколько глубока пропасть между людьми из разных сословий.
Две истории, начинающиеся на Невском
Гоголь рассказывает читателю две истории, начавшиеся на Невском. Герои этих историй противопоставлены друг другу. Талантливый художник Пискарев противопоставлен самоуверенному поручику Пирогову. Они – воплощения двух разных миров, идеалист и материалист. По словам Гоголя, объединяет таких разных людей лишь любовь к искусству. Пискарев творит, его сюртук часто измазан красками, а Пирогов мечтает, чтоб его запечатлели на портрете.
Художник Пискарев – один из тех северных художников, что видят прелесть в туманах, сырости, слякоти, находят нечто магнетически притягательное в некрасивом лице престарелой прачки или кухарки. Пискарев олицетворяет собой изысканный, наполненный духовностью и красотой, вежливый и учтивый Петербург. Встретив на Невском свой идеал красоты, Пискарев влюбляется в ее образ, и бежит по следу прекрасной незнакомки. Пара невзначай брошенных на него взглядов прекрасной незнакомки будят в нем образы из детских мечтаний и юношеских грез. И вот грезы становятся явью, незнакомка увлекает его за собой. Проследовав за незнакомкой и попав в дом терпимости, Пискарев не может примириться с реальностью. Он убегает.
Много дней сидит Пискарев в своей квартире, мучимый прекрасным образом незнакомки. В его душе ни на миг не прекращается работа, он проходит путь от полного неприятия ситуации к смирению. Он идет в публичный дом, чтобы сделать предложение пускай и падшей, но все же прекрасной женщине. Он искренне верит, что в душе она неиспорченна и чиста. Фраза прелестницы: «А я только что теперь проснулась; меня привезли в семь часов утра. Я была совсем пьяна» действует на него отрезвляюще и возвращает в действительность. Однако в этой реальности нет места мечтателю Пискареву.
Пирогов же, напротив, материалист и карьерист. Он – олицетворение Петербурга чиновничьего, с манерно подкрученными усиками и жеманными улыбками. Выслужиться, жениться повыгоднее – все, что нужно Пирогову. Он выучил несколько шуток, чтоб смешить дам на балах. Он уверен в собственной неотразимости и жаждет ей подтверждений. На Невском Пирогов встречает жену немецкого ремесленника. Миловидная Гензи обязана стать следующей жертвой обаяния Пирогова. Первое, что он говорит ей, знакомясь: «А, здравствуйте, моя миленькая! вы меня не узнали? плутовочка, какие хорошенькие глазки!»

Но и Пирогову в этой повести приходится пережить свою маленькую личную драму. Гензи – жена жестянщика Шиллера. О педантичном немце Шиллере Гоголь пишет так: «Аккуратность его простиралась до того, что он положил целовать жену свою в сутки не более двух раз…».

Застав Пирогова за приставаниями к жене, Шиллер расправляется с ним по-своему. Самолюбию поручика был нанесен сокрушительный удар и кажется ему, что все суды и казни должны обрушиться на грубого ремесленника Шиллера. Однако заканчивается эта ситуация ничем. Пирогов передумывает писать жалобу, съев  два слоеных пирожка и почитав утреннюю газету.

На примере двух человеческих характеров, двух сюжетов, Гоголь стремиться показать, сколь обманчив Невский проспект, да и весь Петербург с его праздностью. За кулисами этой чисто выметенной сцены происходит совсем иная жизнь, иногда это трагедия, иногда комедия. Про сам же Невский, да и, впрочем, про всю жизнь современного ему общества Гоголь пишет так: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!»

maximios
Оцените автора
Сочинения