«Он лжёт во всякое время, Этот Невский проспект…»
Н. В. Гоголь
Петербург 19 века — квинтэссенция светской жизни. Люди из провинции мечтали побывать в северной столице, чтобы почувствовать «настоящую» жизнь.
Но такая ли она настоящая? Завсегдатая светского общества — поэты, писатели того времени видели в Петербурге и нечто зловещее, надевающее на людей маски и делающее их пустыми.
К таким авторам относится и Николая Васильевич Гоголь. Он создал цикл «Петербургские повести», одна из которых — «Невский проспект».
Главная «артерия» Петербурга
Невский проспект — самая известная улица Петербурга, но одновременно и «вершитель судеб» жителей города и всех, кто приезжает, прельстившись огнями этого города. В представлении Гоголя это практически живое существо, «спрут», опутывающий своими щупальцами Петербург. Автор показывает Невский проспект от начала дня до его конца.
Ранним утром на работу выходят чиновники, русские мужики и другой «нужный народ». К полудню улица становится педагогической, а после обеда — прогуливаются представители аристократии и чиновники «по особым делам». Кажется, что Невский проспект объединяет людей.
«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё…
Но это только видимость. Все здесь ищут только развлечений.Люди хотят забыться в праздности и внимание их начинает привлекать все внешнее, то, как они одеты: шляпка, бакенбарды, туфли, или яркие черты лица, а истинное содержание отходит на второй план. Невский проспект только подчеркивает социальное неравенство.
Герои повести
В центре сюжета — противопоставление двух героев — поручика Пирогова и художника Пискарева.
Первый чувствует себя «как рыба в воде» на Невском, это его мир,он играет по его правилам и он полностью его устраивает. А Пискарев — натура мечтательная, тонкая, исполненная чувств.
Таких ранит Невский проспект.
По иронии судьбы, оба главных героя влюбляются в двух хорошеньких женщин, и обоих постигает разочарование. «Муза» Пискарева сразу полностью завладела его сердцем:
«Боже, какие божественные черты! Ослепительной белизны прекраснейший лоб осенён был прекрасными, как агат, волосами…»
И какое горе постигает художника, когда он понимает, что его «ангел» всего лишь продажная женщина.
А Пирогов следует за «интересным созданьицем», замужней молоденькой женщиной, которая производила впечатление легкомысленной и пустой. Но он просто шокирован, когда она неожиданно отвергает его ухаживания и остается верна мужу.
Таков Невский проспект, он меняет жизнь людей, превращая их лица в нелепые маски, губя в них все светлое и чистое. И талантливая рука Гоголя умело изобличает их пороки.