В художественной литературе выделяют следующие базовые направления:
Бароко – стиль XVI–XVII веков. Черты этого направления:
- Энциклопедичность;
- Трагизм и обреченность;
- Наличие большого количества средств выразительности (метафоры, оксюмороны, аллегории, игра слов).
Классицизм – стиль XVIII — начала XIX века. Основными чертами которого являются конфликт между чувствами и долгом, а также принцип триединства: места, времени и действия. Также классицизм подразумевает четкую иерархию жанров на высокие (ода, трагедия, эпопея)и низкие (комедия, сатира, басня).
Сентиментализм – стиль XVIII — начала XIX века. Черты этого направления:
- Стремление к идеализации;
- Дидактизм;
- Интерес к природе;
- Внимание уделяется чувственному восприятию читателем произведения;
- Акцент на внутреннем мире героев.
Романтизм – стиль конца XVIII — XIX века. Характеризуется повышенным интересом к вечным идеалам – любви и красоты. Часто используется прием двоемирия. В целом изображает необычного героя в необычных обстоятельствах, чьи чувства становятся высшей ценностью.
Реализм – стиль XIX – XX веков. Реальность изображается с помощью историзма и разговорной лексики, используются прототипы – типичные герои в типичных обстоятельствах. Поведене героя четко мотивировано условиями и эпохой его жизни.
Натурализм – стиль последней трети XIX века. Стремится к точному и объективному изображению героев и окружающего мира. Быт и физиологические особенности человеческого организма составляют основной интерес для автора.
Символизм – стиль 1870 — 1910 годов. Большое внимание уделяется музыкальности и мистике. Основной смысл можно уловить лишь в символе. Можно найти очень много аллюзий к классическим и средневековым произведениям литературы.
Постмодернизм – стиль второй половины XX века. Для него характерны интертекстуальность, пародирование, многоуровневая организация текста.
Следует помнить, что нередко произведение может иметь характерные черты сразу нескольких направлений, особенно если оно было написано на рубеже таковых.