Натюрморт – слово французского происхождения, и означает оно буквально «мертвая природа». Это определение не относится к натюрморту Исаака Левитана «Одуванчики».
Несмотря на кажущуюся непритязательность и простоту изображенного на картине букета, картина наполнена глубоким философским смыслом и подтекстом. Незатейливая композиция пронизана солнцем и светом, который отражается на цветах и одухотворяет всю картину, оживляет ее, придает натуральность и гармонию букету одуванчиков на полотне.
Сильнейшим выразительным художественным средством в натюрморте становится контраст – цветовой и смысловой. Цветы контрастируют с каждой деталью картины. Живые, излучающие радость жизни, стебли с желтыми соцветиями и пушистыми, невесомыми светлыми головками на картине вступают в противоречие с унылым серым фоном стены. Одуванчики, которые, кажется, только что сорваны и принесены в дом, в грубом глиняном кувшине смотрятся незащищенными, нежными. Но именно благодаря им в комнате как будто становится светлее.
Образ одуванчиков на полотне художника поэтичен, будит воображение и заставляет взглянуть на простые полевые цветы под особенным углом зрения. Кажется, подует ветер, и крохотные зонтики покинут стебли, полупрозрачные белые шары рассыплются на глазах, и невесомую красоту ветер развеет в воздухе, унесет прочь. Художник дает возможность зрителю бережно вглядеться в натюрморт, почувствовать, как трогательны и уязвимы эти прелестные цветы, как они прекрасны, восхитительны, безупречны, ведь их создатель – природа, величайший творец красоты, которая приносит радость в человеческую жизнь.
Глядя на картину Левитана, хочется улыбнуться. Возникает ощущение, что порой мы просто не ценим гармонии, в которой пребывает все вокруг нас. Не умеем радоваться тихим, простым вещам, которые связаны с природой, с таинственным, благодатным источником жизни – простым полевым цветам и солнечному свету, чистому воздуху, свежему теплому ветру. Мы привыкаем к этим чудесным явлениям, как к собственному дыханию. И лишь взгляд гениального художника возвращает нас к естественному восхищению чудом мимолетной красоты, прекрасными мгновениями жизни, текущей мимо нас и в нас самих – радостной и удивительной, хрупкой и недолговечной.