Роман «Отцы и дети» был написан И. Тургеневым в 1860-х гг. В это время Россия нуждалась в преобразованиях, а общество было разделено на две группы. Первая группа – это консерваторы, которые отстаивали прежнюю Россию. Вторая группа – это поколение новых людей, революционно настроенных.
Евгений Базаров, главный герой романа, был ярким представителем именно второго лагеря. Из его приверженности идеям революционной общественности и проистекает трагизм его судьбы.
Базаров полностью поглощен естественными науками. Более того, он является нигилистом. Он отрицает и даже презирает основы и принципы, которыми живет современное ему общество.
ОДНАКО, РАЗРУШАЯ СТАРЫЕ ОСНОВЫ, ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ НЕ ПРЕДЛАГАЕТ НОВЫЕ.
Он лишь отрицает существующие устои, но не готов найти им достойную замену. В этом заключается несостоятельность его жизненной позиции. Идеи Базарова имеют незаконченный вид.
Испытание любовью
Базаров сам в этом убеждается, когда судьба заставляет его пройти через самое сложное испытание в его жизни, которое поколебало сами основы его сущности. Это – испытание любовью.Он, отрицающий все романтическое и презирающий любовь, поддается этому чувству.
Это происходит против его воли, он злится на себя. Ведь это чувство разрушает его мировоззрение, унижает его гордость.
Однако, Евгений Базаров все же находит в себе силы совладать со своим внутренним миром. Человек-романтик не уничтожает человека-нигилиста полностью. Базаров решает удалиться от возлюбленной, которая, кстати, не ответила ему взаимностью. Но любовь к ней не покинет его до самой смерти.
Испытание смертью
Напоследок, главному герою предстоит пройти через испытание смертью.
На первый взгляд кажется, что эта смерть – досадная случайность. Но на самом деле это был закономерный финал.
Базарову не место в современном ему обществе. Он появился слишком рано. Он не может ответить на вопросы о будущем его страны, не может до конца отстоять собственные нигилистические идеалы.
В итоге, Базаров осознает, что ему здесь нет места и покорно уходит. В этом заключается трагизм его судьбы.