Евгений Базаров – приверженец нигилизма, отрицания действующих порядков и авторитетов. Бурные события его личной жизни приводят к отказу от многих собственных взглядов.
Сила нигилизма
Нигилизм – модное философское течение XIX века.
«Эо слово означает человека,… который ничего не признает…ничего не уважает…»
Студент-медик Базаров не чтит авторитеты, для него достижения и выводы людей, живших до него, ничего не значат. «Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все». Такие рассуждения ставят его оппонентов в тупик, они не знаю ответа на его безжалостные и циничные вопросы. Евгений считает себя выше всех, потому что ему кажется, что над ним не властны вечные ценности, он утверждает независимость ото всех границ и условностей. Евгений материалистичен до абсурда:
«Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше».
Он не признает даже любовь, хотя сам молод и вполне привлекателен. Женщин он вообще за людей не считает: «свободно мыслят между женщинами только уроды».
Такой подход важен только с исторической точки зрения, потому что так можно уничтожить отжившее, но на созидательные действия нигилизм не способен.
Уязвимость нигилизма
Отрицание Базаровым высоких материй никак на их существование не влияет. Знакомство с Анной Одинцовой переворачивает все жизнь Базарова. Ему открывается любовь, он слишком страстен, порывист и непредсказуем – Анне не нужен такой человек. Своими действиями он разрушает то чувство, которое ему дороже всего. Не может он также изменить существующий порядок вещей – «принсипы» местного аристократа Павла Петровича оказываются сильнее угрозы жизни на дуэли.
Базарову приходится жить по правилам общества.