На картине В. И. Хабарова «Портрет Милы» изображена девочка лет двенадцати. Она читает, забравшись с ногами в кресло. Лампа-бра освещает ярко-синее круглое кресло, его желтые деревянные ножки, коричневые обои с узором из узких листочков.
На катке и дома
На паркете у стены лежат фигурные коньки. Они довольно поношены – видно, девочка катается часто. Сейчас она в носках и тапочках, футболке и джинсах. Светлеют потертые колени домашних брюк. Коньки в комнате на паркете свидетельствуют о том, что родителей нет дома и девочка очень спешила. Наверное, прибежала с катка, переоделась, поела и устроилась в кресле читать. Может быть, и в школе на уроках она вспоминала о недочитанной, такой интересной книге и гадала, что же там дальше будет с героями? А потом друзья позвали на каток, и она не отказалась: погода чудесная, не очень холодно, каток недалеко. Накаталась вволю – и домой, к книжке.
Манящий мир книги
Поза девочки говорит о полной увлеченности текстом. Она не заметила, что носки ее ступней немножко косолапо смотрят друг на друга. Лицо очень внимательно, кажется, брови чуть-чуть приподняты в удивлении и губы приоткрыты. Она явно не ожидала от писателя очередного сюжетного поворота. Сами вспоминаются строчки Марины Цветаевой:
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома
Картина очень реалистична, четко выписан каждый листик на обоях и каждая планка паркета. Среди уютного полумрака яркими пятнами выделяются только лицо девочки, белая футболка, коньки да кресло. Нет ни одной лишней детали, только то, что создает атмосферу вечернего уютного спокойствия за книгой в кресле, да коньки – позволяют нам представить, что было часом раньше. Мы понимаем, что героиня вряд ли тихоня и домоседка, а разносторонняя натура: только что она веселилась с друзьями на катке, сейчас поглощена чтением. И хочется устроиться вместе с ней под уютной лампой и углубиться в любимую книжку.