Сочинение по произведению «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

«Повесть о Петре и Февронии» относится к жанру нравоучительной литературы и описывает житие муромских святых князя Петра и его супруги Февронии. В ее основе лежат устные народные сказания, отражающие воззрения простого народа на идеал благочестивой и добродетельной жизни.

Борьба с искушением

Житие муромских святых можно разделить на три сюжетных и смысловых блока, которые отражают этапы становления личности на пути к христианскому идеалу.

Повествование начинается с истории противостояния Петра искусителю, который является к жене его брата Павла в обличье мужа. Это достаточно символичная конструкция, говорящая о присутствии в душе всякого человека двух противоборствующих начал: праведного и грешного.

Явление искусителя в обличье родного брата свидетельствует, по-видимому, о грешных помыслах самого Петра в отношении жены брата. Но победа над змеем и, следовательно, над искушением не дается просто. Зло всегда оставляет след в душе человека – даже в случае победы над ним.

«Победа над злом — это победа над плохим в самом себе».

В случае Петра следствием преодоления искуса является болезнь, которая возникает вследствие попадания крови искусителя на тело князя. Зло проникает в душу Петра, и покрывает тело болезненными струпьями и язвами.

Путь к исцелению

Излечение от напасти должно придти князю от простолюдинки. Это открывается Петру в пророческом сне. Мудрая дева Феврония отыскивается в далеком селении, и берется исцелить князя, если тот женится на ней. Неравный брак, конечно, не входит в планы Петра. Тем не менее, он дает ложное обещание.

Но исцеление, которое получает князь после лечения у Февронии, не может быть окончательным, покуда он не держит данного слова. Даже от одной незалеченной язвы болезнь распространяется вновь по всему его телу.

Выздоровление приходит к Петру лишь после того, как он одолевает в своей душе коварство и неблагодарность по отношению к Февронии. Сохраняя верность своему слову, человек сохраняет в чистоте и собственную душу.

Любовь как награда

То, что Петр воспринимает как исполнение долга, становится для него подлинной наградой. Феврония становится ему не только доброй женой, но и надежной помощницей, когда Петр после смерти брата воцаряется в городе.

«Величайшее счастье, доступное человеку, — любовь».

Но счастье свыше всегда сопровождается тревогами и испытаниями. Таким испытанием для Петра становиться требование бояр оставить свою жену, поскольку придворным не пристало подчиняться простолюдинке.  Но Петр предпочитает отказ от престола.

Впрочем, любовь нуждается в обоюдных усилиях. Испытанию подвергается и Феврония. Но она отвергает домогательства одного из спутников, когда вместе с мужем плывет по Оке из города, отвергшего мудрое царствование.

Наградой обоим за их верность и благочестие становится возвращение на княжение в город, погрязший в распрях, а также долгая счастливая жизнь в любви и согласии. И даже смерть, в одночасье похитившая их с земли, не смогла разлучить Петра и Февронию. Согласно легенде, святые соединились и после жизни в одном гробу, и были похоронены в общей могиле.

maximios
Оцените автора
Сочинения