В своем романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский помещает читателя в сферу сознания главного героя — Родиона Раскольникова, психологический анализ состояний которого тесно переплетен с развитием его теории вседозволенности.
Достоевский считал, что истинная сущность человека скрыта в его подсознании. Поэтому важную роль в произведении играют сновидения, как наиболее простой способ проникновения в подсознание персонажей. Для более глубокого понимания личностных характеристик главного героя и совершенного ним преступления автор обращает внимание читателя на эпизод с первым сном Раскольникова об убийстве лошади. Данный эпизод позволяет заглянуть в детскую душу Раскольникова, в которой еще нет места его страшной идее.
Детские переживания, возникающие во сне главного героя, наполнены сопричастностью радостям и страданиям окружающих, они овеяны искренней верой в добро. Но мрак жестокости,невежества и бездушия проникает из реального мира в мир сновидений и пытается поглотить это светлое, искреннее, гармоничное начало.
Возможно, именно здесь и берет начало источник раздвоенности сознания взрослого Родиона Раскольникова, который в дальнейшем приводит его к формированию своей бесчеловечной теории. Сон проявляет его подлинную натуру, которая противится ужасу жестокого убийства беззащитного существа. Задуманное Раскольниковым преступление несовместимо с состраданием и ранимостью, которые присущи его характеру.
Однако, функция данного эпизода не исчерпывается углублением в подсознание Раскольникова. Сон об убийстве лошади приводит главного героя к осознанию того, насколько задуманное им преступление противоречит его натуре. Проснувшись, главный герой с ужасом понимает, что не сможет взять топор и лишить жизни беззащитного человека.
Кажется, что он уже готов отказаться от преступного замысла. Но бесчеловечная «идея» надежно захватила в плен его мысли и, словно кошмарный сон, не отпускала его сознание. Этот сон был послан Раскольникову свыше как предостережение, которому он не последовал, о чем в дальнейшем горько пожалел.