Ядром произведения «Преступление и наказание» является теория Родиона Раскольникова о вседозволенности, которая делит людей на "право имеющих" и "тварей дрожащих". В двух словах суть данной теории звучит так: цель оправдывает средства.
На первый взгляд, кажется, что Раскольников является единственным героем романа, который придерживается данной идеи. Однако, это не так. Автор проводит параллели между Раскольниковым и несколькими другими персонажами, создавая своеобразную систему двойников. В нее входят герои второго плана, которые в некоторой степени так же придерживаются теории о вседозволенности и позволяют своей совести обходить христианские заповеди.
Наиболее яркими двойниками главного героя являются Лужин и Свидригайлов. Свидригайлов – это один из вариантов, в кого трансформируется личность Раскольникова при условии дальнейшего развития его теории вседозволенности. Свидригайлов – нравственный циник, который исключил из своей жизни понятие морали, который, в отличие от Раскольникова, не терзается муками совести. Раскольников яростно отрицает их схожесть. Но, тем не менее, они действительно "одного поля ягоды".
Другая сторона личности Раскольникова в гипертрофированном виде представлена в образе Лужина. Данный персонаж наглядно демонстрирует такие черты, присущие главному герою, как болезненная гордость, тщеславие и самовлюбленность. А его теория "целого кафтана" заметно перекликается со многими размышлениями и высказываниями Родиона Романовича.
Христианская мораль призывает к любви к ближнему. А по мнению Лужина, прежде всего возлюбить нужно самого себя. Мало того, лужинская теория утверждает, что ради личной выгоды "людей можно резать". Таким образом, Петр Петрович Лужин – это еще один вариант вероятного будущего для Родиона Раскольникова, если бы он продолжил развивать свою теорию.
Наличие героев-двойников необходимо автору для того, чтобы, опираясь на схожесть их мировоззрений, глубже раскрыть личность самого Родиона Раскольникова. Благодаря двойникам главного героя становятся понятными причины краха его теории как для читателя, так и для него самого.