В своём романе Ф. М. Достоевский ставит вопрос о праве человека на преступление, погружает своего героя в эти обстоятельства и на протяжении всего повествования наблюдает за его состоянием.
Многие люди способны на совершение подобных поступков, но могут ли все жить спокойно. Конечно, нет. Мы существа разумные. И совершать преступления, какие бы ни были обстоятельства, не должны. Это противоречит человеческому закону и всем общественным нормам. Иногда человек оказывается в безвыходной ситуации и не может поступить так, чтобы не совершить зло. Но душа и совесть напоминают об этом всегда.
Так произошло и с Раскольниковым. Он загнал себя мысленно к преступлению, надеясь на то, что совершает благородный поступок, за который должен себя уважать и считать особым человеком. Но результат иной. Герой не находит места, где можно скрыться и забыть обо всём. Только нельзя отключить в памяти какие-то определённые мысли. Внутреннее самоедство приводит к тому, что единственным выходом остаётся признание и наказание.
Тогда возникает вопрос: зачем было идти на это? Никому Родион не помог, лишил жизни старуху, которая и вызывала отвращение, но была же живым человеком. Кому-то даже помогала тем, что люди могли отдать что-то ненужное и получить возможность купить еду. Никаких глобальных перемен не наступило. А вот себя герой лишил многого: сна, спокойствия, самоуважения.
Так происходит и в жизни. Нельзя считать себя судьёй всего происходящего. Зло никогда не станет добром. Преступление никогда не будет оправдано. Прежде чем решиться на поступок, нужно все обдумать. Ведь есть и другие пути.
А на преступление у человека нет ни морального, ни юридического, ни общественного права. Следуя закону любви, милосердия и помощи нуждающимся, можно сделать намного больше, чем отнять у кого-то и дать другому. Герой понял это, но пройдя через преступление и самоуничтожение.