В литературных произведениях значительная роль возложена на женские образы. С их помощью автор имеет возможность детализировать внутренний мир главного героя, а так же более точно продемонстрировать читателю его общественное окружение. Среди героев романа «Преступление и наказание» женские образы заслуживают особого внимания.
Среди героев романа Ф. Достоевского Соня Мармеладова оказала наибольшее влияние на мировоззрение главного героя. Эта хрупкая двушка обладает мощным духовным ресурсом, который позволяет ей находить в себе силы нести добро окружающим ее людям. Соня добровольно совершает акт самопожертвования ради родных и близких. Став блудницей, девушка сумела сохранить свою душу в чистоте и непорочности.Смирение, самопожертвование и всепрощение являются основными чертами характера девушки. Соня Мармеладова помогла главному герою обрести веру и отыскать истинный путь к духовному возрождению.
Мать и сестра главного героя так же играют важную роль в его жизни. Они безгранично любят Родиона, и он ради них готов на многое. Что бы иметь возможность материально помогать брату Дуня была готова связать свою жизнь узами брака с нелюбимым человеком. Но совершив преступление, Раскольников оборвал духовную связь с обществом. Болезненней всего ему дался духовный разрыв именно с родными женщинами.
Образ Лизаветы Ивановны олицетворяет в себе всех «униженных и оскорбленных». Этой женщине были присущи доброта и скромность. Момент ее убийства стал переломным для Раскольникова, после чего его теория стала разваливаться на части.
Образ Алёны Ивановны изначально вызывает у читателя отвращение. Старуха-процентщица в глазах Раскольникова является воплощением общественного зла, от которого герой стремится избавить человечество. Но убийство даже самого ужасного человека не приводит к светлому будущему. Раскольников убедился, что невозможно построить счастье на пролитой крови.
Женские образы в романе «Преступление и наказание» не могут оставить читателя равнодушным, они вызывают сочувствие и заставляют его сопереживать их трагическим судьбам.