В своих произведениях Ф. Достоевский раскрывает перед читателем сложный внутренний мир героев, психологию их поступков и чувств, тайные страхи и желания. Для этого автор часто использует описание снов, которые граничат с реальностью и похожи на бред психически нездоровых людей.
Первый сон Раскольникова в произведении «Преступление и наказание» погружает читателя в детство главного героя. В этом сне Родион предстает перед нами в образе семилетнего мальчика, который становится свидетелем страшной картины: на его глазах пьяный мужик забивает до смерти лошадь. Маленький Родя пытается остановить мужика, ему нестерпимо видеть страдания ни в чем не повинного существа.
Этот сон демонстрирует истинную гуманность натуры Раскольникова. На самом деле, главный герой стремиться помочь людям и не приемлет насилия. Сон потрясает Родиона, к нему приходит осознание того, что задуманное преступление противоречит его мировоззрению. Проснувшись, он готов был отречься от своей проклятой мечты, но этого не происходит.
В своем втором сне Раскольников видит, как полицейский избивает его хозяйку. Мы видим, что душа Раскольникова воспротивилась совершенному убийству, но разум продолжает утверждать, что его теория верна.
Третий сон заставляет Раскольникова еще раз пережить процесс совершения преступления. Он вновь попадает в квартиру старухи и пытается ее убить. В это время старушка заливается тихим, издевательским смехом. Внезапно комната наполняется людьми. Раскольников пробуждается, объятый ужасом. К главному герою приходит наконец осознание того, что совершенное ним убийство ничего не изменило, его теория неверна.
Четвертый сон снится Раскольникову на каторге и позволяет ему заново переосмыслить свою теорию. Раскольников видит мир, окутанный эпидемией моровой язвы. Зараженные становятся сумасшедшими, которые считают себя утвержденными в истине и не нуждающимися в нравственных ориентирах. Увиденное зрелище вызывает перелом в сознании Раскольникова. Главный герой отрекается от своей теории.
Таким образом, автор использует сны в своем романе для того, чтобы глубже раскрыть внутренний мир Родиона Раскольникова и наглядно продемонстрировать читателю скрытые уголки его души.