Большую часть своей жизни Ф.М. Достоевский провел в Петербурге. Его отношение к городу было двойственным. В своих романах писатель называл Петербург «городом полусумасшедших», утверждал, что «сугубое несчастье обитать…» в нем, и в то же время любил его, ведь Петербург стал главным источником вдохновения писателя.
В романе «Преступление и наказание» автор "выворачивает" Петербург "наизнанку", обнажает его неприглядную сторону, обычно скрытую за парадным фасадом. Вместо роскошных дворцов перед нами предстают грязные улицы, мрачные дворы-колодцы, зловонные распивочные и едва стоящие на ногах пьяные. Картина усугубляется ужасной духотой, царящей в городе в начале июля. Люди, живущие здесь, страдают от нищеты. Они живут в тесных и душных клетушках, похожих на гробы. В этих клетушках они видят бредовые сны и сходят с ума от удушающей, в прямом и переносном смыслах, атмосферы.
На страницах романа мы постоянно сталкиваемся с трагедиями. Трагичны судьбы Мармеладова, его дочери, Катерины Ивановны и ее детей. Трагичны судьбы спившейся женщины-самоубийцы и девочки-подростка, которую напоили и «опозорили».
Нищета толкает людей на нарушение нравственных законов. Из-за нищеты спивается Мармеладов, Соня идет «по желтому билету», а ее мачеха берет у падчерицы деньги, добытые преступным путем… Кругом горе и искалеченные судьбы.
Только в такой атмосфере безысходности могла зародиться уродливая идея Раскольникова.
Петербург в романе – это не только декорации, в которых разворачивается действие, но и сообщник главного героя. Он как бы подстрекает Раскольникова совершить убийство, «подначивает» его.
У Достоевского Петербург – это символ уродливого и равнодушного общества, которое организовано таким образом, что в нем «маленький» человек обречен на страдания.