Центральное место как в романе «Преступление и наказание», так и во всём творчестве Ф.М. Достоевского занимает образ Санкт-Петербурга. Это столица. Но здесь нет ярких социальных контрастов. В центре внимания узкие и тесные улочки, которые заселяют, в основном, ремесленники и нищие чиновники. Город великолепной архитектуры. Но всё внимание акцентируется на грязных дворах-колодцах, в которых происходят трагедии. Фон, причём достаточно серый, но в то же время определяющий душевное состояние героев. Достоевский не жалеет средств, чтобы подчеркнуть это.
Мрачные картины предстают перед читателем. Вместе с Раскольниковым он видит город с распивочными на каждом углу, с проститутками, с женщинами, бросающимися с моста в воду, с повсеместной нищетой. Немудрено, что в таких условиях зарождаются мысли об убийстве, а также о преступлениях и человеконенавистнические теории.
Героям не хватает свежего воздуха под «тяжёлым» небом столицы. Не обрести покоя им и дома, верней, в душных и тёмных квартирках, похожих на «шкаф или гроб». Или же на «сарай» в форме «неправильного четырёхугольника», как у Мармеладовой Сони, как будто олицетворяющий тяжёлую судьбу хозяйки.
Тусклый свет делает городской пейзаж зыбким и размытым. А часто повторяемые слова «что-то», «куда-то», как-то» лишь усиливают впечатление серости и безысходности. Не меньшую роль играет и цвет – нездоровый жёлтый цвет. Желтизна обоев, мебели в кабинете Порфирия Петровича, обоев в комнате Сони, наконец, лица самоубийцы предвещают недоброе.
В целом, Санкт-Петербург в изображении Ф.М. Достоевского предстаёт как место, враждебное и человеку, и природе, как город «униженных и оскорблённых», жизнь в котором приобретает фантастически уродливые формы.